МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА
ИНСТИТУТ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИЙ СЕРВИСА
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: «Становление гостиничного дела в России»
Выполнила: Ванина Е.И.
группа СКРС 1-1
Проверила:
Москва 2004г.
Возникновение и развитие гостиных и постоялых дворов
Гостиничное дело в России возникло с появлением и развитием потребностей людей в общении, становлением торговых отношений с соседними государствами, необходимостью совершения всевозможных поездок.
С XI века в древнерусском языке прочно закрепляется слово «гость», означающее «приезжий купец». Именно зарубежные купцы, временно оказавшиеся в древнерусских княжествах, нуждались в объектах временного проживания. Путешествиям «иностранных гостей» придавалось на Руси большое значение. Так, киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» давал наставление своим сыновьям хорошо принимать «гостей», заботиться о них и следить, чтобы «никакой нужды ни в чем они не имели». Он вполне справедливо полагал, что эти «мимоходящие» люди могут разнести по свету любые вести о стране и князе.
В эпоху раннего Средневековья (в домонгольское время) Русь вела торговлю с рядом стран Европы, Ближнего и Среднего Востока, а также Средиземноморья.
Местом постоянного контакта русских и восточных купцов являлся город Булгар. Сюда прибывали восточные купцы с тканями и другими ремесленными изделиями, пряностями и рисом, отсюда увозили русские меха, мед, воск, кору для дубления кож. Связи со Средней Азией осуществлялись преимущественно водным сообщением. Волго-Каспийским путем следовали купцы в Поволжье и караваны, шедшие из Волжской Булгарии в Хорезм. Отправным пунктом для среднеазиатских купцов служил порт Абаскун на юго-восточном побережье Каспия, который был соединен сухопутными дорогами с Ургенчем, Бухарой, Нишапуром и другими городами. Существовала также сухопутная дорога, связавшая Булгар с Хорезмом. Как свидетельствуют археологические исследования, значимость этих торговых путей обусловила появление караван-сараев. Появляются они на рубеже XII-XIII веков и находятся один от другого на расстоянии 20-25 км, т.е. на расстоянии, составлявшем переход каравана. Что касается ряда городов таких, как Саксин, Булгар, Бухара, Самарканд, Баку, Дербент и др., то наличие в них караван-сараев отмечается в более ранний период.
Караван-сараи были одной из форм современных гостиничных сооружений. Письменные источники называют это строение большим и располагавшимся не только в городах, но и на различных дорогах и служившим кровом и стоянкой для путешественников. При постройке принималась во внимание возможность нападения разбойников, поэтому стены делались особо прочными.
В России прообраз будущих гостиниц появился в XII-XIII веках. Время это было довольно сложное, т.к. гнет татаро-монгольского ига усугублялся незатухающими междоусобицами.
Обширные владения монголов требовали хорошо налаженной связи с покоренными землями, которая осуществлялась ханскими гонцами, нуждающимися в периодическом отдыхе и ночлеге.
На знаменитого итальянского путешественника Марко Поло сильное впечатление произвела система путей сообщения, установленная в Монгольской империи. Во все крупные провинции шли большие дороги, обсаженные деревьями. ............