Часть полного текста документа:Спорт в вузе: проблемы организации Введение В условиях формирующихся принципов рыночных отношений в экономике вузы качественно перестраивают подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, дабы соответствовать требованиям, предъявляемым практикой. Эти требования в полной мере относятся и к сфере физической культуры и спорта. Анализ их взаимодействия в подготовке студентов, занимающихся спортом и осваивающих требования учебных дисциплин вуза, позволяет выявить их новые отношения в существующих реалиях. Важную роль в этом играет дисциплина "Физическая культура" - действенное средство формирования общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста. В настоящее время неразработанность социальных, правовых, экономических и организационных основ деятельности государственных и общественных структур в новых экономических условиях затрудняет развитие студенческого спорта в университетах страны. Отсутствие систематизации данных об ответственности за реализацию студенческого спорта и условиях его нормативного обеспечения со стороны как федеральных, региональных структур, так и вузов ограничивает возможности студентов в занятиях избранным видом спорта. Следует констатировать, что федеральные требования к формированию у студентов физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма [10] сегодня носят декларативный характер. Методы и организация исследования. На основании многолетних исследований выявлены наличие разных уровней студенческого спорта в высшем учебном заведении и недостаточная теоретическая разработанность вопросов повышения спортивного мастерства студентов, обучающихся в вузах. Данная проблема усугубляется отсутствием систематизации в подходах к определению уровня компетенций и согласованности деятельности уполномоченных государственных структур, в сфере как физической культуры, спорта и туризма, так и образования. Кроме того, происходящие перемены, обусловленные организационным становлением студенческого спорта в нашей стране, необходимо соотносить и интегрировать с существующей международной системой студенческого спорта и деятельностью Всемирной федерации студенческого спорта (FISU). Объект нашего исследования - процесс развития студенческого спорта в университетах России, предмет - организационно-педагогические основы становления студенческого спорта. Теоретической основой исследования явились законодательные документы и нормативные акты Российской Федерации по социально -экономическим, управленческим и правовым проблемам, научные работы по управлению и экономике физической культуры и спорта, теории физической культуры [1-9,11-16]. Анализ документальных и статистических данных ДСО "Буревестник", Российского студенческого спортивного союза (РССС), а также результаты проведенного анкетирования студентов и интервьюирования профессорско-преподавательского состава вузов подтвердили актуальность постановки проблемы. Изменения параметров учебной нагрузки в федеральных программах дисциплины "физическая культура" для вузов Год Курсы (объем обязательных часов) Число студентов в учебной (спортивной)группе Количество часов в неделю на занятия спортом 1-й 2-й 3-й 4-й 5-й 1931 1 1 1 Нет данных Нет данных 1933 2 2 2 2 2 - Сверх недельной сетки 1937 2 2 2 * * - 1 ч 1940 1,5 1,5 - Вне учебных занятий, не менее 1 ч 1944 1 1 - По 2 ч совместно с военной подготовкой 1948 2* 2* * * * 8- 12 чел По 2 ч на 1 - 2-м курсах, по 4 ч на 3-5-м курсах, 1951 2* 2* * * 12- 15чел, МС-8-9чел, 1-йи2-й разряды - по 8 - 12 чел По 2ч на 1-2-м По 4 ч - на 3-4-м курсах, По 6 ч - МС, 1-й и 2-й разряды 1956 2 2 15 чел Определяется вузом самостоятельно 1963 2* 2* * * МС, 1-й разряд - 6 - 8 чел 2-й разряд -8-10 чел 3-й разряд -10 - 12 чел 1,2-й курсы - по 2 часа 3 и 4-й по 4 ч От 4 до 8 ч, в зависимости от этапа и спортивной квалификации 1974 2* 2* * * 1 - 2-й курсы - по 2 ч 3 - 4-й - по 4 ч МС, 1-й разряд- 8 ч 2-й разряд-6 ч 1975 4 4 * * МС, КМС, 1-й разряд - 8 ч 2-й - 6 ч, 3-й - 4 ч 1-2-й курсы - по 2 ч 3-4 -й курсы - по 4 ч 1987 4 4 4 4 МС - 4 - 6 чел КМС, 1-й разряд - 6 - 8 чел 2 -3-й разряды -10 - 12 чел 12ч 8ч 6ч 1990 4 4 4 4 МС, КМС - сверх недельного объема часов, за счет средств секций 1-й разряд - 8 ч, 2-3-й разряд - 6 ч 1991 4 4 4 4 В зависимости от спортивно-технической подготовленности, сверх установленного недельного объема часов 1994 4 4 4 4 С учетом спортивной квалификации, но не более 15 чел Устанавливается вузом сверх объема -до 3 ч с учетом материальных и штатных возможностей 1999 4* 4* 2* 2* Нет данных 1 -2ч 2000 4 4 2 2 Нет данных Устанавливается вузом с учетом материальных и штатных возможностей Примечание:* - факультативные занятия; параметры нагрузки представлены без учета занятий студентов спортивными играми. Результаты и обсуждение. ............ |