Часть полного текста документа:Создание мифа о матриархате Стелла Джоргуди Обширная высохшая земля, каждый год затопляемая потоками великой реки; сильный, бурный прилив, пронизывающий тьму земли и ее таинственные недра; богатый мир растений, изобилие болотистой растительности, рождаемой от союза Воды и Почвы, от брака Египетской земли и Нила. Это - тот впечатляющий, если не всепоглощающий, образ, который вдохновил швейцарского юриста Якова Бахофена (1815-1887 гг.). Бахофен был филологом-энтузиастом, задавшимся целью создать теорию происхождения естественной жизни. Он хотел проинтерпретировать миф, найти понимание, самую суть той далекой эпохи, в которую мир управлялся, по его мнению, Mutterrecht - материнским правом, а основной властью (cratos) была власть женщин - словом, постигнуть суть "гинократии" (это немецкое слово - "Gynaikokratie" образовано от греческого "gyne", женщина, и "kratos", власть). Постижению этой потерянной во мраке времен, ранней эпохи человечества Бахофен отдался со всем рвением и усердием, на какое был способен. Он описал и проанализировал эту эпоху в своем фундаментальном труде "Матриархат", опубликованном в 1861 г. в Базеле, с подзаголовком "Исследование религиозной и юридической природы гинократии древнего мира". То, что теоретическая система, созданная Бахофеном, покоится в основном на анализе истории Египта, является следствием того, что главным его источником был трактат Плутарха "Исида и Осирис", написанный под сильным влиянием платонизма около 120 г. Рассказ Плутарха о египетском мифе, в совокупности с образом египетских земель, периодически затопляемых и осушаемых Нилом, составили основу того сценария, который Бахофен приспособил и интерпретировал таким образом, чтобы он соответствовал его собственному предвзятому мнению.1 Общий сценарий Теоретическая система Бахофена основана на двух взаимосвязанных, и вместе с тем, глубоко антагонистских, началах: женском, которое в Египте олицетворялось с богиней Исидой, верховной "Матерью", плодородной Землей, и мужском, воплотившемся в Осирисе, брате и муже Исиды, который отождествлялся с Нилом, мужской и оплодотворяющей силой вод. Одно из этих двух жизненных начал - "женское" - по Бахофену, формировало материальное "вместилище", "пассивную материю" рождения, универсальную воспитательницу, чистый "теллурический" элемент. Другое начало - "оплодотворяющая мужественность" - составляло активную, "увлажняющую" энергию, семя, которое порождает нематериальный телесный элемент, выражающий чистую духовность. Весь "Матриархат" Бахофена - это захватывающий, пылкий рассказ о конфликте между этими двумя великими силами, которые управляют всей человеческой жизнью, В начале истории Исида доминировала над Осирисом. Это Мать навязала свой естественный закон и свой культ; это материнская грудь окружила, крепко схватила и держала "производящую влагу" в подчиненном положении.2 Поэтому вполне естественно было представить Египет в качестве некоего прототипа, модели "гинократии", в сравнении с которой могут быть оценены нравы иных народов.) Модель эта, примененная к Египту, оказалась довольно живучей: спустя более чем сорок лет после выхода в свет "Матриархата" "Французская группа феминистских исследований" решилась охарактеризовать Египет как "непоколебимый источник и последнее прибежище матриархата".4 Несмотря на то, что "матриархат" (буквально - власть матери), по общему убеждению, считается великим открытием Бахофена (сравнимым с открытием Колумбом Америки 5), сам этот термин не фигурирует в его книге. ............ |