Часть полного текста документа:Введение. Структура естественно научных знаний и их роль в развитии общества. 1. Мир глазами Исаака Ньютона: обзор основных достижений классического естествознания. (Классические представления о пространстве и времени. Способы описания движения. Взаимодействия. Законы сохранения и их связь с симметрией систем. Строение солнечной системы. Статистическое описание равновесных систем. Неравновесные системы и самоорганизация. Биологическая эволюция.) 2. Мир глазами Альберта Эйнштейна: Теория относительности - как первый опыт критического переосмысления классических концепций естествознания. (Электромагнитные взаимодействия и концепция поля. Необходимость переосмысления классических представлений о пространстве-времени. Принцип соответствия. Основные выводы специальной теории относительности. Гравитация и современные взгляды на строение Вселенной. Энергетика и экология.) 3. Мир глазами Нильса Бора: квантовомеханический способ описания и отказ от требований классического детерминизма. (Физические и психологические аспекты зрительного восприятия образов. Традиционное описание оптических явлений - первый шаг к волновой механике. Фотоны и кванты. Философские аспекты проблемы познаваемости мира в свете корпускулярно-волнового дуализма и соотношения неопределенности. Вероятностное описание событий. Химические процессы с точки зрения квантовомеханического описания. Проблема нарушения четности . ) 4. Мир глазами Поля Дирака: квантовая электродинамика как попытка синтеза идей релятивизма и квантовомеханического подхода к описанию объектов микромира. (Спин как пример не имеющего классического аналога свойства реальных объектов. Квантовая статистика: бозоны и фермионы. Современные лазеры и их использование. Строение атомов и кристаллов. Полупроводники и их использование. Понятие об архитекруре ЭВМ. Дираковский вакуум, частицы и античастицы. Фотоны и колебания вакуума. Нанотехнологии.) 5. Заключение. Естественно научные теории: создание, проверка, развитие, использование, замена более совершенной. Общие замечания по содержанию дисциплины В настоящем курсе не ставится задача систематического описания окружающего мира с точки зрения современного естествознания, что, очевидно, невозможно в рамках односеместрового курса, и весьма проблематично для естественно научных факультетов университетов. По убеждению автора в курсе "Современные концепции естествознания" для студентов экономических специальностей основное внимание должно уделяться следующим аспектам: 1. Объективное существование законов природы, независящих от определяемых мировоззрением исследователя его желаний и часто невписывающихся в ранее общепринятые теоретические концепции. 2. Сложность адекватного прогноза коммерческой реализации новой естественно научной теории на ранних этапах ее развития. 3. Необходимость математизации естественно научных теорий в целях ускорения их развития и облегчения общения между представителями смежных наук. Литература Основная 1. А.Г.Спирин "Основы философии", М., 1988. 2. В.П.Бранский "Философское значение "проблемы наглядности" в физике", Л., 1962. 3. Л.Купер "Физика для всех", Наука, М., 1980, т.1,2. 4. Р.Фейнман "Характер физических законов", М., 1970. Дополнительная 5. И.Р.Пригожин "От существующего к возникающему", М., 1994. 6. ............ |