Часть полного текста документа:МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ Христюк Антон Николаевич студент 3 курса лингвистического факультета СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ РЕЧЬ: НОРМА ИЛИ АНТИНОРМА? Курсовая работа Научный руководитель: Воронов Владимир Викторович - 2001 - СОДЕРЖАНИЕ: 1. Введение.......................................................................................................3 2. Основная часть: 2.1. Роль социальных факторов в формировании речи современных подростков..........................................................................................5 2.2. Потребность школьника в самовыражении и понимании................8 2.3. Расширение сферы общения молодежи..........................................11 2.4. Роль учителя в формировании речи школьников..........................16 3. Практическая часть....................................................................................19 4. Заключение.................................................................................................22 5. Список литературы....................................................................................24 1. Введение Общение относится к числу важнейших для подростка и старшеклассника сфер жизнедеятельности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения. В самом деле, есть о чем беспокоиться: по данным последних исследований, в подростковой среде степень жаргонизации речи (определенная в такой, казалось бы, безобидной сфере общеоценочных слов-синонимов: "хорошо" - "плохо") превышает 50% для юношей и 33% для девушек, т.е. зашибись, ул(т, отпад, супер, круто, классно, кл(во и подобные словечки наполовину вытесняют литературные выражения. Речь - это специфическая форма отражения действительности. Она следует за изменениями, происходящими в нашей жизни, связанными со сменой культурных ориентиров, ценностей, установок. То, что было характерно для царской России, подверглось в свое время отрицанию и переосмыслению в рамках советской культуры. То, что мы наблюдаем сейчас, во многом связано с отрицанием культуры советской. И, конечно, свойства речи и свойства среды взаимосвязаны. Как подросток не существует вне семьи, школы и т.д., так и эти общественные институты не существуют отдельно от взаимодействующих с ними и благодаря им индивидов, влияя тем самым на речь. Цель настоящей работы состоит в изучении причин употребления в речи подростков большого количества жаргонизмов и роли учителя в формировании культуры речи, как совокупности навыков и знаний ученика, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения не только со сверстниками. Для достижения поставленной цели в работе предусматривается решение целого ряда поэтапных задач: 1. Роль социальных факторов в формировании речи современных подростков. 2. Потребность школьника в самовыражении и встречном понимании. 3. Расширение сферы общения молодежи - воплощение потребности пережить новый опыт, испытать себя в новой роли. 4. Роль учителя в формировании речи школьников. 2. Основная часть 2.1. Роль социальных факторов в формировании речи современных подростков Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. ............ |