Часть полного текста документа:Совершенствование концепции обучения в техническом университете на примере подготовки специалистов по САПР Е.В. Нужнов, Н.П. Заграй К числу важнейших факторов, характеризующих настоящий этап развития высшей школы, следует отнести: изменение потребностей общества в специалистах в результате политических и экономических изменений в стране; отход от системы гарантированного бюджетного финансирования высшей школы; изменение спектра учебных специальностей и более жесткое их конкурентное развитие, переоценка ценностей и изменение степени престижности (рейтинга) отдельных специальностей. Отмеченные факторы вызвали необходимость совершенствования концепции подготовки специалистов в техническом университете. Не претендуя на описание одного из вариантов новой концепции обучения, формирующейся в вузах страны, выделим важнейшие, на наш взгляд, моменты, которые можно было бы учесть при определении путей развития многих учебных направлений и специальностей. Определяющей тенденцией дальнейшего развития высшей школы становится фундаментализация образования. Наметился переход от узкой глубокой направленности и фактической специализации в рамках учебной специальности к полновесному освоению всего проблемного поля специальности. Эту тенденцию изначально поддерживает и подготовка бакалавров по целым направлениям, а не по отдельным специальностям в рамках реализации многоуровневой системы в части "бакалавр - инженер (специалист) - магистр". Фундаментализация образования определяет следующую тенденцию в обучении - целесообразность первоочередного глубокого изучения и всестороннего практического освоения наиболее значимых для будущей деятельности специалиста областей знаний и учебных дисциплин. Например, для будущего инженера-системотехника по специальности САПР - это программирование и компьютерная графика, перспективные информационные технологии, методы оптимизации и автоматизированного проектирования, разработка САПР, интеллектуальные системы. Изменилась также и парадигма образования. Если раньше вузы готовили специалистов узкого профиля для народного хозяйства (обслуживающий персонал, эсплуатационников, технологов) с необходимостью последующего доучивания или повышения квалификации при переходе на новую технику, то сегодня нужны специалисты более широкого профиля, имеющие глубокие знания, навыки и практический опыт, не только необходимые для успешной работы по своей основной специальности, но и достаточные для квалифицированного решения проблем смежных специальностей. Для специалиста по САПР это свободное владение вопросами и знание многих проблем информатики и вычислительной техники (ВТ), прикладной математики, построения и функционирования всевозможных программных и информационных систем, телекоммуникаций, искусственного интеллекта, создания объектов новой техники. Учебная специальность становится тем фундаментом, на базе которого можно с минимальными затратами вводить и выборочно использовать в зависимости от конкретных ситуаций новые наиболее актуальные специализации. Одна из важнейших целей ТРТУ - сохранение и укрепление позиций университета как одного из центров высшего образования Юга России - требует поиска новых оригинальных путей и форм образовательной деятельности. ............ |