Часть полного текста документа:Социокультурный портрет провинции глазами будущих культурологов Т. С. Злотникова Сегодня первый набор культурологов на заочном отделении Ярославского педагогического университета (факультет русской филологии и культуры) завершил обучение на 3 курсе. Среди наших студентов -работники домов культуры, преподавали системы дополнительного образования, общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений, работники библиотек, районных средств массовой информации, других учреждений образования и культуры. Разнообразна география: это Ярославль, Ростов Великий, Рыбинск, сельская местность - Большое Село и др., есть студенты и из других областей. Как учить, да еще в дистанционном варианте, специалистов нового типа? Как соотнести реалии их жизни с разнообразными учебными и некоторыми научными, справочными изданиями (1, 2, 3, 4, 5, 6)? Сейчас появляются первые ответы на эти вопросы. В курсе "Социология культуры" изучаются общие вопросы, которые определены рабочей программой кафедры культурологии: 1. Предмет социологии культуры. 2. Механизмы (методы) социологических исследований культуры. 3. Социальные характеристики морфологии культуры. 4. Социологические идеи в изучении культуры ХVIII-XIXв. (зарубежные теории). 5. Социологические идеи в изучении культуры XIX - начала ХХ в. в России. 6. Проблема соотношения социально-экономического и культурного развития в истории социально-культурной мысли. 7. Понятие мозаичной культуры и его отличие от классических представлений о социальном аспекте развития культуры. 8. Соотношение дефиниций "культура" и "цивилизация". 9. Субкультура: формирование понятия и его историческое развитие. 10. Субкультуры в ХХ в. 11. Дефиниция элиты. 12. Признаки элиты. 13. Элита в истории культуры. 14. Элита в культуре ХХ в. 15. Массовое общество. 16. Массовое сознание. 17. Массовая культура. 18. Провинция как социокультурный феномен. 19. Русская провинция как социокультурный феномен. 20. Столица и провинция как социокультурная дихотомия. Соотносясь с государственным образовательным стандартом по курсу "Социология культуры", особое внимание мы сочли необходимым обратить на актуальную и региональную проблематику. Отсюда возникает усиление двух специальных блоков, завершающих курс: блока, посвященного изучению проблем элитарной и массовой культуры, и блока, посвященного характеристикам провинции как социокультурного феномена. При изучении курса социологии культуры мы со студентами заочной формы обучения сделали акцент на конкретной проблеме, анализ которой может быть интересен и полезен и каждому из них, и всем, кто их окружает. Исходя из историко-типологического анализа русской культуры, мы сосредоточились на создании социокультурного портрета русской провинции. Перед студентами поставлен вопрос: можно ли рассматривать жизнь современной российской провинции как явление абсурда (в частности русского абсурда), имея в виду соотношение индивидуального сознания, культурных запросов, образовательных характеристик человека, с одной стороны, и возможности саморазвития личности в рамках существующих социально-культурных, экономических, административных реалий? I. В историко-теоретическом плане основу исследования студентов составляли следующие положения, разработанные автором настоящей статьи. ............ |