Московский Педагогический Государственный Университет
Дефектологический факультет
Эссе по социологии
на тему:
Социальный гедонизм
Выполнила: студентка 301 гр.
Щеглова Дарья
Проверила: доц.
Рогачева Варвара Игоревна
Москва 2010
Оглавление
Введение
Общество потребления: сущность, характеристики
Феномен гедонизма
Гедонизм в современном социуме
Молодежь современной России: ценностные приоритеты
Заключение
Источники
Введение
В данной работе будет рассматриваться проблема социального гедонизма – «бич» нашего поколения. Что это за явление? Откуда оно берет свое начало? Каково влияние гедонизма на социум? И каковы приоритеты современной молодежи? Для начала выясним, что же такое гедонизм.
Гедонизм (от греческого hedone – наслаждение) – тип этических учений и нравственных воззрений, в которых все моральные определения выводятся из наслаждения и страдания. В систематизированном виде как тип этического учения гедонизм был впервые развит в учении греческого философа-сократика Аристиппа Киренского (435–355 до н.э.), учившего, что добром является всё то, что доставляет наслаждение. Сама культура гедонизма возникла как потребность красивого культурного оформления «животной» стороны жизнедеятельности вида «Человек Разумный». Иными словами, человечество смогло красиво выразить в культуре свои чисто животные потребности, отбросив то, что отличает человека от животного. Но разница в том, что сами-то животные не стремятся к наслаждению. Они руководствуются основными инстинктами выживания, убегая от страха и наслаждаясь принятием пищи. Главные животные инстинкты сводятся к защите себя и своего потомства, добычи пропитания. Люди же, следуя чисто животным инстинктам, возвели в культ огромный спектр всевозможных удовольствий (в том числе и от получения пищи, как у животных) и научились самыми изощрёнными методами психологически уклоняться от неприятных эмоциональных ощущений.
Современное общество «поражено» гедонизмом. Для многих людей цель в жизни не создавать, а получать; не созидать, а потреблять.
Общество потребления: сущность, характеристики
Одной из характеристик современного общества является «общество потребления». Принцип потребления особенно ярко наблюдается в экономически развитых странах: все больше средств тратится на досуг, развлечения, на продукцию, в которой нет необходимости и т.д.
Французский социолог Жан Бодрийяр рассмотрел сущность общества потребления в одноименной работе. Он называет потребление цепной психологической реакцией, которая направляется современной магией, природа которой бессознательна. Он считает, что общество потребления — это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни культура, и где даже изобилие является следствием тщательно маскируемого и защищаемого дефицита, имеющей смысл структурного закона выживания современного мира.
Ключевое понятие социального устройства — счастье — Бодрийяр рассматривает как абсолютизированный принцип общества потребления. Наделяя счастье количественными характеристиками, измеряемыми посредством атрибутов социальной дифференциации, он видит его лежащим в основе современной демократии, смысл которой сводится к равенству всех людей перед знаками успеха, благосостояния и т. п. ............