Введение
Сегодня Российское государство и общество в полной мере осознали свою ответственность перед семьей, проводится в жизнь внятная семейная и демографическая политика, прикладываются большие усилия по исправлению критической ситуации, сложившейся в стране.
Безусловно, именно семья способна спасти Россию, семья, которая является «истинной школой человечности, университетом практического человеколюбия, академией взаимопонимания, братской близости, душевного сострадания и сопереживания». Невозможно переоценить влияние семьи на развитие и становление человеческой личности, «на качество межличностных отношений». При этом семья должна оставаться мощным социальным институтом, призванным эффективно выполнять экзистенциальные функции «по рождению, содержанию и социализации» новых поколений.
Г.Н. Самара отмечает, что в реформирующемся обществе происходит социокультурная адаптация как всего населения, так и каждого индивида. По мнению ученого, социальными индикаторами успешности этого процесса являются степень удовлетворенности человека материальным положением как его самого, так и достатком в семье, степень интегрированности в новые общественные отношения и сферы социальной практики, а также ощущение эмоционального комфорта субъектом.
Гражданский брак в представлении студенческой молодежи
Глубокий кризис современного российского общества и кризис семьи тесно взаимосвязаны и имеют общие корни. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются и формируются в семье. Но наряду с семьей сложилась такая форма семейной организации, как сожительство (гражданский брак), которая в последнее время становится статистически значимой альтернативой официальной семье (зарегистрированному браку).
Следует отметить, “гражданский брак”– этот термин условный. Если раньше под термином "гражданский брак" подразумевали семейные отношения, не освященные таинством венчания, так Большая российская энциклопедия определяет гражданский брак как "брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви", то сегодня определение распространилось на семейные союзы, не признанные не только церковью, но и государством.
Проблема изучения отношения молодёжи к гражданскому браку в связи с острым ухудшением демографической ситуации в стране представляется весьма актуальной, учитывая роль молодёжи в замещении уходящих поколений и воспроизводстве социально-демократической структуры общества.
Отношение учёных к семейным сожительствам, особенно среди молодёжи, неодинаково. Так, по заключению Левиной Л.В. и Левина А.И., сексуальная революция привела к эротизации брака, но одновременно и обесценила его. Половые контакты превратились в своего рода спорт, лишенный личностной вовлечённости. Снятие запретов, культ секса, по мнению учёных, влекут за собой утрату остроты переживания. То, что общедоступно, не может стать предметом страсти; наблюдается обесценивание близости, в неформальных браках супругов связывают только взаимные чувства и устный договор. В то же время И.С. Кон наряду с отрицательными сторонами фактического брака (нет прочности положения и отношений в таких союзах, наблюдается отсутствие социального статуса, невосприятие таких союзов большинством членов общества, нет также защиты имущественных прав супругов и детей в таких браках) отмечает и положительные его моменты: данные отношения в какой-то мере позволяют приобрести начальный опыт совместной жизни, такие отношения выгоднее ранних браков, которые в основной массе своей через 5-7 лет распадаются.
Каково состояние данной проблемы на сегодняшний день? По данным переписи 2002 года число супружеских пар составило 34 млн., впервые при проведении переписи населения были собраны сведения о числе незарегистрированных брачных союзов: из общего числа супружеских пар 3 млн. ............