Часть полного текста документа:Социальные аспекты христианской педагогики Основной принцип христианской жизни прекрасно выразил святой апостол Иаков: "Вера без дел мертва" (Иак. 2:26). Соответственно этому можно сформулировать и важнейший принцип христианской педагогики: "Педагогика без дел милосердия мертва". Невозможно правильно воспитать ребенка или подростка, не прививая ему милосердного и сострадательного отношения к ближнему. Христос Спаситель всем преподал святую заповедь о милосердии: "Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд" (Лк. 6:36); "Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут" (Мф. 5:7). "Педагог" в переводе с греческого языка - это "детоводитель", "пестун". Христианский педагог должен быть для воспитанника путеводителем ко Христу. Христианская жизнь и христианская педагогика проверяются по тому, как человек, носящий звание христианина, относится к окружающим его людям, к окружающему миру. Исходя из этого, христианское воспитание ставит следующие задачи, которые можно назвать и социальными аспектами христианской педагогики. 1. Воспитать умение подчиняться. В социуме все держится на подчинении и на соподчинении. Надо уметь подчиняться родителям, преподавателям, воспитателям, начальствующим лицам. Не умеющий подчиняться вряд ли сможет стать добрым руководителем других во взрослой жизни. Традиционная христианская педагогика очень хорошо знала этот принцип. Отсутствие умения и желания подчиняться, или, говоря церковным языком, отсутствие послушания - более всего вредит общему делу. Умение подчиняться укрепляет добрую волю, самость разрушает волю человека. Эти прописные истины духовной жизни сегодня остаются почти невостребованными. 2. Воспитать милосердие и сострадание к больным, сиротам, бедным и страдающим людям. Таких людей вокруг нас и вокруг наших детей очень много. Сострадательный человек всегда в центр своих забот поставит нужду ближнего и в социальном плане всегда будет правильно ориентироваться. Без сострадания воспитывается ущербная личность. Даже небольшая, но постоянная о ком-либо забота будет содействовать правильному формированию личности. 3. Воспитать личную и постоянную ответственность пред Богом, людьми и совестью за свои слова, поступки, за истраченное время, за свой класс, за свою парту. И особенно за слезы и обиды того, кто рядом с тобой. Философ Дитрих фон Гильдебрандт (1889-1977) в своей работе "Основные нравственные принципы" писал: "Чувство ответственности - это основной принцип, устремленный к религиозному миропониманию. В нем человек предощущает, что над нами господствует не только безличная система ценностей, а личный Судия, являющийся одновременно воплощением всех ценностей, перед Которым однажды ему предстоит дать ответ". 4. Воспитать умение и желание просить прощения и прощать. Это умение одно из самых необходимых для жизни в социуме. Неумение просить прощения и прощать прежде всего показывает отсутствие критического отношения к себе. Далее: тот, кто не прощает - носит вред, яд непрощения в самом себе, то есть вредит прежде всего самому себе. Слова молитвы "Отче наш": "остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим" - всегда учат просить прощения и прощать. 5. Воспитать благодарность Богу и людям. ............ |