Часть полного текста документа:СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ. § 1. Основные формы общения в Интернете и их особенности. § 2. Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов. Специфика общения в чате. § 3. Некоторые психологические аспекты специфики общения в Интернете. § 4. Феномен Интернет - зависимости и его анализ. 4.1. Понятие и критерии Интернет - зависимости. 4.2. Причины Интернет - зависимости. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ. ВИРТУАЛЬНЫЙ МИР ОБЩЕНИЯ. § 1. Социологические исследования поведения в Интернете. § 2. Виртуальное обучение: настоящее и будущее. § 3. Проблема девиантного поведения в Сети. ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ Собака, сидя за компьютером, говорит своей соседке: - А в "Интернете" никто не знает, что я собака... (шутка) ВВЕДЕНИЕ Неоспоримым фактом является то, что Интернет сегодня - это самый колоссальный источник информации, который знало человечество. Но его возможности, такие, как оперативность, быстрота и доступность связи между пользователями на дальних и близких расстояниях, позволяют использовать Интернет не только как инструмент для познания, но и как инструмент для общения. Можно выделить некоторые предположения об особенностях общения через Интернет: 1. Анонимность. Несмотря на то, что иногда возможно получить некоторые сведения анкетного характера и даже фотографию собеседника, они недостаточны для реального и адекватного восприятия личности. Кроме того, наблюдается укрывание или презентация ложных сведений. Вследствие подобной анонимности и безнаказанности в сети проявляется и другая особенность, связанная со снижением психологического и социального риска в процессе общения - аффективная раскрепощенность, ненормативность и некоторая безответственность участников общения. Человек в сети может проявлять и проявляет большую свободу высказываний и поступков (вплоть до оскорблений, нецензурных выражений, сексуальных домогательств), так как риск разоблачения и личной отрицательной оценки окружающими минимален. 2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях отсутствия невербальной информации. Как правило, сильное влияние на представление о собеседнике имеют механизмы стереотипизации и идентификации, а также установка как ожидание желаемых качеств в партнере. 3. Добровольность и желательность контактов. Пользователь добровольно завязывает контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент. 4. Затрудненность эмоционального компонента общения и, в то же время, стойкое стремление к эмоциональному наполнению текста, которое выражается в создании специальных значков для обозначения эмоций или в описании эмоций словами (в скобках после основного текста послания). 5. Cтремление к нетипичному, ненормативному поведению. Зачастую пользователи презентируют себя с иной стороны, чем в условиях реальной социальной нормы, проигрывают не реализуемые в деятельности вне сети роли, сценарии, ненормативного поведения. Причиной обращения к Интернет как инструменту общения может быть: 1. Недостаточное насыщение общением в реальных контактах. В подобных случаях пользователи быстро теряют интерес к Интернет-общению, если появляются возможности для удовлетворения соответствующих потребностей в реальной жизни. 2. ............ |