Министерство образования и науки российской федерации
Московский государственный областной университет
Кафедра социальной работы и социальной педагогики
Выпускная квалификационная работа
Специальность
«Социальная педагогика»
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА- ИНВАЛИДА
Москва 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ДЕТСКАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА
1.1Формирование теоретических представлений об инвалидности как социальной проблеме
1.2 Особенности различных видов инвалидности
1.3 Динамика и причины роста детской инвалидности
1.4 Модели инвалидности
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
2.1 Основные проблемы в семьях, воспитывающих детей-инвалидов
2.2 Распределение родительских ролей по уходу за детьми с ограниченными возможностями
2.3 Практическое исследование семей, имеющих детей- инвалидов
2.4 Задачи воспитания в семьях, где есть дети-инвалиды.
Выводы ко второй главе
Глава 3. ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА
3.1 Формы и методы работы социального педагога с семьей ребенка-инвалида
3.2 Особенности социально- педагогической поддержки детей- инвалидов и их родителей
3.3 Система социальной помощи семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями
3.4 Роль неправительственных организаций, в оказании поддержки родителям, имеющих детей- инвалидов и самим детям
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время около 500 млн. человек в мире официально признаны инвалидами вследствие интеллектуальных, физических или сенсорных расстройств, 17% из них являются детьми-инвалидами. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации, на 1 января 2002 года зарегистрировано 642 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет включительно и с каждым годом число больных возрастает на пять процентов.
Семья является наиболее значимым фактором социализации ребенка и ее влияние в этой связи превосходит воздействие всех других общественных институтов. Что же касается ребенка с ограниченными возможностями здоровья, то роль семьи неизмеримо возрастает, т.к. на нее ложится основное бремя ухода, воспитания и образования таких детей. Присутствие ребенка, имеющего жизненные ограничения, вносит в жизнь семьи много дополнительных проблем, оказывает влияние на всех ее членов. Для воспитания детей, подготовки их к жизни в обществе требуются дополнительные духовные и материальные ресурсы. Однако до последнего времени в исследованиях российских ученых, семьи, имеющие детей-инвалидов, не выделялись в отдельную группу. В зарубежной литературе 1950-1960-х г.г., равно как и в отечественной литературе до 1990-х г.г., практически нет сведений о состоянии родителей детей с особыми потребностями. Вероятно, отсутствие этой информации обусловлено тем, что большинство детей с ограниченными возможностями помещались для воспитания в закрытые учреждения. До недавнего времени политика изоляции в отношении инвалидов была определяющей тенденцией отечественного общества. В специализированных домах инвалидов, домах ребенка, детских домах, интернатах проходила жизнь примерно 10 % населения (Е.Р. ............