ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Образ и слово как понятия
2. Ю. Тынянов. "Подпоручик Киже". История создания
2.1 Образ Киже
2.2 Образ Синюхаева
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы "Соотношение образа и слова в произведении Ю.Тынянова "Подпоручик Киже".
Цель: исследовать соотношение образа и слова в данном произведении.
Задачи исследования:
· Определить сущность понятий "слово" и "образ".
· Проанализировать роль слова в построении образа.
· Изучить содержание рассказа Ю.Тынянова "Подпоручик Киже".
· Выявить соотношение образа и слова в данном произведении.
Объект исследования: рассказ Юрия Тынянова "Подпоручик Киже".
Предмет исследования: соотношение образа и слова в рассказе.
Методы исследования:
· Изучение научных работ по данной теме.
· Прочтение и анализ рассказа.
В результате исследования данной темы обнаруживается не только нехватка, но и полнейшее отсутствие какой-либо литературы по рассмотрению данного аспекта. В процессе изучения темы были самостоятельно сделаны предположения и выводы, которые и будут рассмотрены ниже.
1. Образ и слово как понятия
Определение искусства как мышления в образах сложилось в первой половине XIX века.
Литературный образ – в отличие от образов других искусств – это словесный образ, образ, оформленный в слове.
Обратимся к словарю литературоведческих терминов.
Слово – это сочетание определенного значения с совокупностью определенных звуков, звуковое обозначение понятия [6, с.359].
Слово с его собственным внутренним конфликтом вступает во все новые связи и сцепления, зачисляется в тот или иной смысловой и интонационный ряд, притягивает и отталкивает другие слова, и тогда совершается его преображение: слово поворачивается новой гранью смысла; "низкое" возвышается, а "высокое" и "поэтическое" снижается и унижается. Слово становится "первоэлементом литературы" [6, с.360].
Писатель должен уметь сказать многое в немногих словах. Этим принципом ему необходимо руководствоваться в изображении своих персонажей [6,с.362].
Мы, конечно, знаем, что авторская манера повествования своеобразна. Во всех высказываниях, в последовательности их расположения, в плавных переходах от одной мысли к другой, в тончайших нюансах хода мысли незримо присутствует сам автор – замечательный художник-мыслитель.
Свой слог на важный лад настроя,
Бывало, пламенный творец
Являл на своего героя
Как совершенства образец.
Он одарял предмет любимый,
Всегда неправедно гонимый,
Душой чувствительной, умом
И привлекательным лицом [1, с.165].
Так создается образ. Попробуем разобраться, что же лежит в основе понятия "образ"? Нам необходимо помнить, что литературный образ – это, прежде всего, словесный образ, оформленный в слове.
Художественный образ – это важнейшая промежуточная "инстанция" в общении читателя с автором, когда он читает, автора с читателем, когда он творит. Именно здесь – в художественном образе – сближаются, встречаются, соприкасаются, переплетаются и пересекаются их творческие пути [6, с.364].
Но вот, на чем мы особенно заострим свое внимание, так это на определении самого понятия "образ".
Образ – это конкретная и в то же время обобщенная картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла и имеющая эстетическое значение [7,с.63].
Обратим внимание: картина человеческой жизни…
Если представить себе образное строение произведения, то первый образный слой – это образы-детали. ............