Часть полного текста документа:МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СЛАВЯНСКИЙ-НА-КУБАНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ специальность 033200.00 "Немецкий язык с дополнительной специальностью английский язык" кафедра германской филологии и методики преподавания иностранных языков ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА СНИЖЕННАЯ ЛЕКСИКА В СОВРЕМЕННОМ НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ; ИСТОЧНИКИ ПОПОЛНЕНИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В МОЛОДЕЖНОМ СЛЕНГЕ Выполнил студент 5 курса Солодкий Максим Васильевич ____________________ Научный руководитель канд. филол. наук., доц. Синдеева Виктория Борисовна _______________________ г. Славянск-на-Кубани 2004г ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3 ГЛАВА 1. Особенности словаря молодежного социолекта...............................6 1.1. Стилистическое расслоение словарного состава языка; разговорная лексика.....................................................................................................................6 1.2. Понятия "сленг", "жаргон"..........................................................................11 1.3 . Причины употребления сниженной лексики в языке молодежи..............13 ГЛАВА 2. Стилистичесикие кластеры сниженной лексики.............................24 2.1. Лексикографическое отражение сниженной лексики................................24 2.2. Функциональная нагрузка стилистических кластеров в молодежном сленге.....................................................................................................................34 2.3. Источники пополнения регистра сниженной лексики...............................45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................56 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ...................................................................50 ВВЕДЕНИЕ Антропоцентризм как воззрение о том, что человек есть центр и высшая цель мироздания, завоевывает все более прочные позиции в качестве ведущего принципа в различных областях научных исследований. Применительно к филологии эта тенденция выражается в обращении интересов современных исследователей к живой разговорной речи, к дискурсу в его ежедневном, бытовом выражении. Экспрессивность, образность, живость, подвижность состава, некоторая социальная кодированность - все эти качества разговорного пласта современной лексики привлекали и привлекают многих ученых, в числе которых необходимо назвать имена Г. Эманна, В.Д. Девкина, Б.А. Ларина, Т.Г. Никитиной, Г.В. Быковой и других. В настоящее время нельзя сказать, что вопрос выделения, классификации, исследования и "регулирования" потребления в дискурсе сниженной лексики относится только к лингвистической проблематике. Этой проблемой занимаются такие науки, как психология, социология, педагогика, группа юридических наук, а также, как показал опыт последних лет, этим вопросом занимаются даже парламенты различных стран. Социальные изменения, связанные с изменениями в структуре общества, привели к определенному расшатыванию традиционных литературных норм. Это находит отражение не только в увеличении количества речевых ошибок, но и в существенном изменении словарного состава языка. В научной литературе довольно часто приводят слова Б.А. Ларина (относящиеся к 1928 году, когда лингвисты наблюдали сходную с сегодняшней по интенсивности проявления языковую картину) о том, что историческая эволюция любого литературного языка может быть представлена как ряд последовательных "снижений", варваризаций, но лучше сказать - как ряд "концентрических развертываний". На фоне растущего негативизма в обществе, стремления к освобождению от привычных норм развивается и укрепляется тенденция к отчуждению от "формализованного" общества и его установок, в том числе и языковых, лексических, формируется социализированное антагонистическое сознание - быть не как все, что находит свое отражение прежде всего в языке наиболее восприимчивой к новым веяниям культуры социальной группы - в языке молодежи, являющемся объектом данного исследования. Одной из особенностей молодежного сленга является широкое использование сниженной лексики, которой и посвящена данная работа. Без знания разговорно окрашенной лексики, по мнению В.Д.Девкина, при изучении иностранного языка обойтись невозможно. ............ |