Часть полного текста документа:Системы экологического менеджмента с точки зрения Всеобщего менеджмента качества. Рассмотрим систему экологического менеджмента с точки зрения общей теории менеджмента. Научно обоснованный системный подход к управлению на предприятии появился в 1905 году, получил сильный толчок к развитию после Второй Мировой войны и активно продолжает разрабатываться в наши дни. Изначально системный подход касался вопросов обеспечения качества продукции. Наибольший вклад в развитие этого направления внесли экономисты Тейлор, Шухарт, Деминг, Джуран и др. Во многом благодаря усилиям этих деятелей была сформулирована концепция Всеобщего Менеджмента Качества (Total Quality Management or TQM). Всеобщий менеджмент качества - одно из наиболее актуальных направлений современного менеджмента. С точки зрения современной российской действительности, он предлагает принципиально новый подход ко всей теории управления на предприятии в целом. Международный стандарт ISO 8402-94 дает такое определение TQM: Всеобщий менеджмент качества (TQM)- подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества [6]. Основная идея предложенного подхода заключается в определении цели, к которой собирается стремиться предприятие. Далее следует оценить имеющиеся ресурсы, возможности по улучшению процессов и внедрить на практике систему менеджмента качества. Требования к этим системам описаны в международных стандартах серии ISO 9000 [7]. Система менеджмента качества (Quality management system)- совокупность организационной структуры, процедур, процессов и ресурсов, необходимых для осуществления деятельности в области менеджмента качества [6, 13] TQM основывается на добровольной деятельности в области улучшения качества. Все сотрудники должны быть морально и материально заинтересованы в этом. Но такая деятельность возможна лишь при наличии реальных стимулов, понятных каждому. Итак, цель любой компании - зарабатывать деньги. Но что важнее денег? Важнее денег - это источник денег - потребители. А поскольку главная цель фирмы - долгосрочная прибыль, компания должна ориентироваться на того, кто финансирует ее деятельность, то есть на потребителя, а следовательно, на качество продукции. "Все дело в качестве", - утверждал Деминг - "Но вы напрасно ищете качество среди станков. Оно рождается в коридорах власти" [6]. То есть именно организация производственного процесса (а не сам процесс) по Демингу, на 96% определяет успехи в области достижения качества. То же относится и к экологическому менеджменту. Основной стимул - получение прибыли и возможность как можно дольше продержаться на рынке. Для этого, согласно принципам TQM, компании необходимо перейти к удовлетворению постоянно растущих запросов потребителя. Например, компания Philip Morris Inc. выступает в своих экологических принципах за "сохранение необходимых всем нам природных ресурсов, предлагая при этом высококачественную продукцию, которая отвечает запросам потребителей" [8]. Этот пример отражает тот факт, что для современных успешных компаний качество продукции немыслимо без сохранения окружающей среды, и организации берут на себя ответственность за работу в этом направлении. ............ |