Часть полного текста документа:Сиротство Александр Васильевич Суворов, действительный член Международной академии информатизации при ООН, почётный международный доктор гуманитарных наук в Саскуаханском университете в США, доктор психологических наук, профессор Университета Российской академии образования, кавалер почётной золотой медали имени Льва Толстого (1997), лауреат Всероссийского конкурса "Добрая дюжина" (1994), научный руководитель Детского ордена милосердия, Рыцарь Свердловского областного Детского ордена милосердия. А самое главное - "Детская вешалка" (так прозвали его сами дети). Сиротство - это детская и подростковая недолюбленность (и вообще нелюбленность). Это незащищённость, прозябание на жутких социальных сквозняках. И в таком понимании явление сиротства - весьма широкое, многогранное, охватывающее в нынешних российских социальных джунглях, в той или иной форме, почти всех ребят. За десятилетия дружбы с детьми и подростками, да и осмысливая собственное детство, я выделил для себя пять видов или форм сиротства: Собственно сироты: дети, чьи родители просто рано умерли. "Лишенцы": дети, чьи родители почему-либо лишены родительских прав. "Отказники": дети, чьи родители сами отказались от своих родительских прав. Интернатские сироты: дети, воспитывающиеся в интернате далеко от родителей, так что родители физически не могут участвовать в их воспитании. Встречаются такие сироты со своими родителями редко и не надолго, например, раз в год на летних каникулах. Домашние сироты: родителей полный "комплект", и ребёнок живёт с ними, но им почему-либо не до ребёнка. Родители и дети, в лучшем случае, чужие друг другу, а в худшем - находятся в антагонистических отношениях. В любом случае сиротство - это детское одиночество. Оно может вынудить становящуюся личность к самозащите - и личность может, спасаясь от одиночества, уединиться для интенсивного труда души, продолжая саморазвиваться, и даже ускоренными темпами, вопреки сиротству. Если же механизмы самозащиты не вырабатываются, сиротство, как и всякое одиночество, может привести к глубокому недоразвитию личности. Совместной педагогикой я назвал в своих работах совместное воспитание самых различных ребят - инвалидов и относительно здоровых, сирот и относительно домашних. Регулярно встречаясь и/или какое-то время живя вместе, ребята учатся понимать друг друга, приобретают адекватное представление о возможностях друг друга, избавляясь от предубеждений, учатся друг другу помогать - и понимают, что даже самый, казалось бы, беспомощный инвалид в чём-то может помочь даже самому "нормальному". Такой совместно-педагогической работой в России занимается немало детских общественных организаций: маленьких, варящихся в собственном соку, и крупных, объединяющих десятки маленьких. Отряды милосердия и клубы общения в Детских орденах милосердия, отряды добрых дел в организации "Взаимопомощь", ассоциация педагогически ориентированных клубов ЮНЕСКО "Солнечная сторона"... Список организаций, занимающихся исключительно совместной педагогикой или включающих её в себя как одно из направлений деятельности, можно продолжать и продолжать. Совместная педагогика - разумеется, в идеале, при условии полной реализации её гуманистического потенциала, - может решить проблему сиротства радикально, защитить ребёнка от социальных сквозняков, тем самым уничтожить сиротство по существу. ............ |