Часть полного текста документа:Сентиментализм на Западе А. Белецкий Термин "С." образован от прилагательного "сентиментальный" (чувствительный), которое встречается уже у Ричардсона, но особую популярность приобрело после книги Л. Стерна "A sentimental journey through France und Italy" (Сентиментальное путешествие по Франции и Италии, 1768). Независимо от Стерна, в ином смысле, им пользовался и Шиллер "uber naive und sentimentalische Dichtung" (О наивной и сентиментальной поэзии, 1795). В буржуазном литературоведении Запада термин "С." не в ходу. Немцы, следуя Лессингу (письмо Л. к переводчику Стерна И. Боде, 1768), предпочитают термин empfindsam (чувствительный), объединяя под рубрикой "чувствительная поэзия" (empfindsame Dichtung) такие факты литературы, как духовные песни пиэтистов, роман в письмах, слезную комедию и т. п., но не стремясь истолковать как продукты единой стилистической системы; французы и англичане рассматривают аналогичные факты, как "изживание классицизма", его деформацию, как "преромантизм" . Несомненна однако наличность в европейских литературах XVIII - нач. XIX вв. определенного комплекса идей и чувств, возникшего и развивавшегося в среде мелкой и средней буржуазии и получившего философское обоснование напр. у И. Г. Гаманна (1730-1788), немецкого противника просветительского рационализма и кантовской "критики чистого разума" - во имя философии "чувства и веры", или у голландца Фр. Хемстерхейса (F. Hemsterhuis, 1721-1790), сочетавшего в своих теориях своеобразный эмпиризм с платоновским идеализмом, или наиболее влиятельного из всех Ж. Ж. Руссо. В общем - это реакция "чувства" против "разума", признание "сердца" самым надежным вождем человека, проповедь филантропии и прав человеческой личности независимо от ее социального положения, культ природы, простоты и естественности. Однако на разных этапах классовой борьбы буржуазии XVIII в. и у разных прослоек буржуазного класса все эти черты получают неодинаковое выражение в художественной практике. С. средней буржуазии в Англии и отчасти во Франции средины XVIII в. есть, по существу, дидактический реализм, в формах семейного романа и драмы (слезной комедии, мещанской трагедии, "серьезного" драматического жанра), пропагандирующий семейные добродетели, буржуазный "демократизм", простоту и естественность, новое, противоположное феодальному, отношение к любви и дружбе. Таков напр. сентиментализм Ричардсона или Мариво-романиста. Таков С. - большинства буржуазных драм - от английских и французских (Лилло, Мур, Нивель де Лашоссе, Дидро и др.) до немецких, зародившихся с первыми выступлениями немецких просветителей (Лессинг). Более революционный характер имеет С. мелкой буржуазии, провозглашающей борьбу за радикальное переустройство общества и решительный разрыв со старыми литературными традициями. Таков во Франции сентиментализм Руссо и его последователей. В "Новой Элоизе" Руссо прославлена любовь, непреодолимая и неподчиняющаяся никаким законам; в открытой форме поставлены вопросы о коренном изменении общественных и семейных отношений, о реформе воспитания, литературы и т. д. Поставив "естественность" и "чувствительность" превыше всего в человеке, Руссо вместе с тем открыл для своих читателей новое чувство, незнакомое классической поэзии, "чувство природы". Таков в Германии С. немецких "бурных гениев" (эпохи Sturm und Drang'а), особенно остро поставивших вопрос о разрыве с классической поэтикой во имя самобытности, национальности и свободы личного творчества (Якоб Ленц, Anmerkungen ubers Theater (Заметки о театре), 1774; первые произведения Гёте, особенно его "Вертер", Шиллера - "Разбойники", "Коварство и любовь" и др.). ............ |