Федеральное агентство по образованию РФ
Российский государственный университет им. И. Канта
Факультет филологии и журналистики
Кафедра истории русской литературы
Ю. Кристева и литературный семанализ
Калининград
2010
Введение
Юлия Кристева – известный философ, писатель, исследователь, участница феминистского движения во Франции. Долгое время Ю. Кристева была участницей группы "Tel Quel", которая получила такое название по названию одноименного журнала, который был основан французским писателем Филиппом Соллерсом. Группа "Tel Quel" оказала значительное влияние на работы исследовательницы. Во многом, как и структуралисты, группа сосредоточивала внимание на языке как исходной точке размышлений о субъекте и понимала историю как текст и письмо, не как репрезентацию, а как производство. На этой основе группа пыталась выработать новую концепцию для описания социальной практики.
В разные годы Ю. Кристевой были написаны работы: "Полилог", "Разрушение поэтики", "Семиотика" и т.д.
поэтика семиотика интертекстуальность генотекст
Основная часть
Впервые термин "семанализ" был использован Ю. Кристевой в работе "Семиотика". "Семанализ есть теория текстового значения", изучающая означивающую деятельность и ее типы в тексте, которая была разработана Ю. Кристевой в качестве альтернативы семиологии Ф. де Соссюра. Семиология - "наука, изучающая жизнь знаков в рамках жизни общества", писал Ф. де Соссюр в своей работе "Заметки по общей лингвистике", таким образом, провозглашая основополагающую роль знака в своей теории. Знак, по мнению Ф. де Соссюра, имеет бинарную структуру, где с одной стороны означающее (план выражения), а с другой означаемое (план содержания).
Ю. Кристева же отрицала господство знака, предлагая пересмотр самого понятия знак, его исторического развития, "его отношения к различным типам означивающих практик и его роли в них". Эта наука должна быть построена "не как "семиология" или "семиотика", а скорее как критика смысла, его элементов и законов — как семанализ", который будет строиться на "научной теории системы знаков в истории и истории как системы знаков"и будет иметь критическую направленность.
Важной для понимания семанализа является категория текста. Текст Ю. Кристева понимала как объект, как результат текстопорождения, где процессом текстопорождения является означивание. Текст – это производство, а не произведение. Исследовательница рассматривает текст как "некое транслингвистическое устройство", как "текстовую продуктивность", которая являясь внутренней мерой литературы (текста), "не есть литература (текст), подобно тому, как любой труд есть внутренняя мера стоимости, но не сама стоимость". Текст не показывает нечто реальное, текст трансформирует реальность.
Однако объектом семанализа Ю. Кристевой становится не любое литературное произведение, но только такое, которое имеет отношение к знаковой семиотической практике и, "будучи идеологемой, уже завершено, замкнуто в самом своём начале". "Идеологемой" Ю. Кристева называет пересечение конкретной текстовой организации как семиотической практики с иными высказываниями, которые она вбирает в своё пространство или к которым она отсылает в пространстве внеположных ей текстов. Идеологема представляет собой интертекстовую функцию, задающую структуре текста исторические и социальные координаты.
В теории Ю. ............