Часть полного текста документа:Семитские языки Б. Гранде Семитские языки - группа языков Ближнего Востока, имевшая в различные периоды более или менее обширное географическое распространение. Некоторые из этих языков играли роль крупных культурных языков мирового значения. К С. яз. относятся: вавилоно-ассирийский яз. , бывший в течение ряда веков, начиная с IV тысячелетия до н. э., важнейшим языком Древнего Востока; древнееврейский яз. ; финикийский яз. ; арамейские яз. и диалекты , распространившиеся по всему Восточному Средиземноморью, начиная с X-IX вв. до н. э. и занявшие впоследствии также территорию вавилоно-ассирийского и древнееврейского яз.; сирийский яз. , арабский яз. , выдвинувшийся в качестве мирового культурного яз., начиная с VII в. н. э., семитские яз. Абиссинии (амхара, геэз и др.), древний южноаравийский яз. и др. С. яз. образуют довольно тесную группу, взаимные связи и черты сходства между отдельными представителями которой выступают довольно ясно. Близость арабского и древнееврейского яз. была отмечена еще еврейскими грамматиками X в. (Ибн-Курайш); близость арамейского с древне-еврейским выступает еще с большей очевидностью. Единство всей этой группы языков признавалось зап.-европейскими ориенталистами уже в XVII в., когда этой группе было присвоено название С. яз. Особенно много было сделано для сравнительного изучения С. яз. в XIX в., после того как были расшифрованы клинописные памятники Ассирии и Вавилонии и южноаравийские и финикийские надписи. Помимо большего количества общих корней С. яз. обладают рядом общих грамматических и фонетических особенностей. Основное значение корня слов связывается в С. яз. с согласными звуками, причем гласные играют служебную роль, не входя в состав корня. Так, в арабском яз. от корня "ktb" при помощи различных гласных получаются следующие слова: "kataba" - "он писал", "kutiba" - "он был написан", "katib-un" - "пишущий", "kitab-un" - "книга", "kutub-un" - книги, "katab-un" - "писание", "a-ktubu" - "я пишу", "ma-ktub-un" - "письмо" - "ma-ktab-un" - "место, где пишут" (= школа) и т. д. Большинство корней состоит из трех и лишь небольшое количество - из двух или четырех согласных. Словообразование и словоизменение происходит сверх только что указанного "внутреннего изменения гласных" при помощи как суффиксов, так и префиксов. Грамматических родов - два. Склонение слабо развито, причем оно имеется лишь в арабском классическом яз., где существуют три падежа, в остальных же языках - лишь следы. В глаголе слабо развиты времена: в большинстве С. яз. имеются лишь два времени - законченное и незаконченное. Большое развитие имеют разные глагольные формы для выражения усиления действия, переходности, взаимности, возвратности, повторяемости, принудительности, пассивности и т. д. Довольно развита суффиксация для обозначений прямого объекта при глаголах и косвенного объекта при предлогах. В синтаксисе преобладают формы сочинения предложений. С. яз. имеют весьма тесные связи с кушитскими, берберо-ливийскими языками и с древнеегипетским яз. Все эти языки объединяются большинством новейших исследователей в одну группу семито-хамитскую. Академик Н. Я. Марр доказал глубокие связи, существующие между С. яз. и яфетическими. С. яз. являются более новой трансформацией раннеисторического или "яфетического" состояния речи народов Средиземноморья. ............ |