Часть полного текста документа: Рынок и его структура. Механизмы рынка. Тема посвящена анализу механизма функционирования рынка. Рынок - это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, элементов "большого" рынка. Таким образом, рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Рынки можно классифицировать по ряду признаков: 1. По объектам купли-продажи различают: - рынок товаров и услуг (общепринятым является разделение рынка товаров и услуг на потребительский рынок и рынок товаров и услуг производственного назначения); - рынок ссудных капиталов и ценных бумаг (это рынок кратко-, средне- и долгосрочных кредитов, ценных бумаг, акций, облигаций, векселей и т.п.); - рынок труда или рабочей силы; - валютный рынок. 2. По субъектам купли-продажи: - рынок покупателя (рынок, на котором предложение превышает спрос, что порождает конкуренцию между продавцами, борьбу за потребителя, стимулирующую интенсивное обновление продукции, повышение ее качества и т.п.); - рынок продавца (ситуация на рынке, когда спрос превышает предложение, характеризуется ограниченностью ассортимента и количественного предложения товара, что побуждает покупателя приобретать товар, не предъявляя особых требований к его .качеству, технико-экономическим характеристикам). 3. По типу конкуренции: A. инструментами, необходимыми для исследования определяющих факторов и последствий изменения рыночных условий рынок совершенной конкуренции - множество продавцов однородной продукции и множество покупателей; ни один из субъектов купли-продажи не может воздействовать на рыночную цену; B. рынок несовершенной конкуренции - субъекты купли-продажи обладают той или иной степенью монопольной власти. По характеру и степени монополизации рынка со стороны производителя различают: - рынок дифференцированной продукции (много производителей, но и много различий в однотипном товаре); - олигополистический рынок (несколько, ограниченное число продавцов); - рынок чистой монополии (один продавец - вся отрасль). По характеру и степени монопольной власти потребителя, выделяют: - олигопсонию (несколько покупателей); - монопсонию (один покупатель). 4. По территориальному признаку: - внутренние рынки (обусловленные особенностями территориально -административного деления); - внешние (международные) рынки. 5. По степени свободы или регулируемого управления: - свободный рынок (рынок, на котором цены устанавливаются только согласно спросу и предложению, независимо от влияния каких-либо внешних факторов); - регулируемый рынок (сфера товарного обращения, основанная на рыночных отношениях и системе государственной регламентации). Процесс взаимодействия основных параметров рынка - спроса, предложения и цены - описывается с помощью специальной модели. ............ |