Часть полного текста документа:Романтизм. Д. Мирский I. ПОНЯТИЕ "Р." - Слово Р., являясь обозначением очень сложного комплекса литературных и общекультурных движений, развернувшихся с конца XVIII до середины XIX в., ассоциируется то с одной, то с другой стороной этих движений и распространяется на весьма разнообразные явления. В наиболее ограниченном и конкретном смысле Р. обозначает идейное движение, возникшее после перелома в развитии Французской революции (от Террора к Термидору) в результате недовольства ее ходом известных слоев буржуазии и мелкой буржуазии. Но слово, которое стало обозначать это движение, было уже в употреблении раньше, в эпоху нарастания революции, и на его смысле в сильной степени отразилось содержание определенных предреволюционных течений, видоизменением которых явился послереволюционный Р. Генезис термина "Р." следующий. Словом роман (франц. roman, англ. romance) в XVI-XVIII в. называли жанр, сохранивший многие черты средневековой рыцарской поэтики и весьма мало считавшийся с правилами классицизма. Характерной чертой жанра была фантастика, расплывчатость образов, пренебрежение правдоподобием, идеализация героев и героинь в духе позднего условного рыцарства, действие в неопределенном прошлом или в неопределенно-отдаленных странах, пристрастие к таинственному и магическому, Для обозначения черт, характерных для жанра, возникло французское прилагательное "romanesque" и английское - "romantic". В Англии, в связи с пробуждением буржуазной личности и обострением интереса к "жизни сердца", это слово в течение XVIII в. стало обрастать новым содержанием, прикрепляясь к тем сторонам романного стиля, которые находили наибольший отклик в новом буржуазном сознании, распространяясь и на другие явления, которые классическая эстетика отвергала, но которые теперь начинали ощущаться как эстетически действенные. "Романтическим" было прежде всего то, что, не обладая четкой формальной гармонией классицизма, "трогало сердце", создавало настроение. Вкус к "романтическому" развивался в тесной связи с растущим культом "естественного" в противоположность "искусственному", чувства - рассудку. Ряд явлений, выразивших эти умонастроения, новейшее буржуазное литературоведение окрестило "преромантизмом". Эти явления неотделимы от того всесильного субъективизма ("сентиментализма"), который охватил европейскую литературу в десятилетия перед Французской революцией, сопровождая рост буржуазно-демократических устремлений (Руссо и др.). Ввиду всего этого слово Р. легко распространяется, в употреблении многих позднейших авторов, на все то буржуазно-демократическое движение, которое восставало одновременно против феодализма и против реформистского рационализма буржуазных просветителей. На отождествлении Р. со всем предреволюционным субъективизмом основано и определение Белинского: "Романтизм есть не что иное как внутренний мир души человека, сокровенная жизнь его сердца". Открытие этого "внутреннего мира" и "сокровенной жизни" и составляет содержание предреволюционной литературы XVIII века - от первых английских преромантиков до немецких штюрмеров, до Гёте и Шиллера. Все позднейшие разветвления романтизма так или иначе определены этим открытием. На смену гармонической стилизации классицизма, стремящейся выделить отвлеченно-логическую сущность изображаемого, "романтическая" поэтика выдвигает концепцию "живописного", термин, получающий широкое распространение в XVIII в. ............ |