Содержание
Введение
Глава 1 Становление младшего школьника как субъекта учебной деятельности
Глава 2 Характеристика системы отношений детей младшего школьного возраста
2.1. Место межличностного взаимодействия в системе отношений
2.2. Специфика системы взаимоотношений “учитель – ученик”
Глава 3 Связь эмоциональной сферы с системой отношений младшего школьника
3.1. Общая характеристика эмоциональной сферы младшего школьника.
3.2. Роль эмоционального компонента в системе отношений “учитель – ученик”
Глава 4 Исследование взаимоотношений “учитель – ученик”.
4.1. Программа и структура эмпирического исследования.
4.2. Методы исследования.
4.3. Описание используемых методов обработки результатов исследования
Глава 5 Результаты исследования и их обсуждение.
5.1. Анализ эмоциональных переживаний, связанных с взаимоотношениями “учитель – ученик”.
5.2. Особенности представлений учителя об образе учеников.
5.3.Анализ отношения учеников к учителю в зависимости от степени принятия педагогом личности ученика.
Заключение.
Список литературы.
Приложение.
ВВЕДЕНИЕ.
Актуальность проблемы.
Работа посвящена изучению взаимоотношений “учитель – ученик” и исследованию их влияния на эмоциональную сферу младшего школьника.
В отечественной и зарубежной психологии традиционно большое внимание уделяется вопросам эмоций (Э. Гельнгорн, К. Изард , В.Кеннон , Ф.В. Линдсли, П.В. Симонов , В.К. Вилюнас , Л.М. Веккер ), психическим эмоциональным состояниям (Н.Ф. Левитов , Е.Ф. Рыбалко, А.Б. Леонова , А.В. Витт , М.Н. Русалова , Е.П. Ильин и др.), состоянию эмоциональной сферы (М.А. Немчин , О.В. Овчинникова, А.Г. Дикая, Б.А. Вяткин).
Причины эмоциональных переживаний младших школьников можно представить в виде кольцевой модели взаимозависимых причин, связанных с успешностью ребенка в учебной деятельности, с его индивидуальными особенностями и взаимоотношениями со значимыми людьми.
Значимость благоприятных эмоциональных отношений для формирования эмоциональной сферы личности является аксиомотичной, однако, сами эмоциональные отношения, закономерности их развития и причины деформации изучены недостаточно.
Самостоятельных целевых исследований эмоциональных отношений пока не много (да и сам термин “эмоциональные отношения” не является общеупотребительным). Исследование эмоциональных отношений до недавнего времени проводилось по приемуществу в лабораторных условиях, на незнакомых людях, вне реальной личностно значимой совместной деятельности. Психологическое изучение эмоциональных отношений шло относительно автономно от исследования системы отношений “учитель – ученик”, или же эмоциональный компонент межличностных отношений описывался, как правило, лишь со стороны ученика. Однако, эмоциональные аспекты любого взаимодействия, а тем более взаимодействия взрослого и ребенка, обнаруживают “характер двусторонности”, так как “люди достаточно сходны в предпочтении того или иного эмоционального отношения к ним”[14]. В результате возникают “ответные” эмоциональные переживания, зависящие от тех, которые служат для них непосредственной причиной. “Социальные воздействия взрослого выступают в роли факторов, актуализирующих, направляющих, поддерживающих или же тормозящих, блокирующих, деформирующих психические усилия личности”[3].
Отрицательные эмоциональные переживания, связанные с трудностью освоения учебной деятельности могут носить взаимообуславливающий характер с системой взаимодействия “ребенок – взрослый”, поэтому система “ученик – учитель” в формировании эмоциональной сферы младшего школьника вносит вклад, который мы считаем заслуживающим самого пристального внимания.
Анализируя причины возникновения отрицательных эмоциональных переживаний младших школьников, мы опирались на концепцию Л.С. ............