Реформирование деятельности органов юстиции
Административная реформа распределила разнородные государственные функции между различными видами федеральных органов исполнительной власти (министерствами, службами и агентствами). Это позволило оптимизировать их структуру и сконцентрироваться на задачах соответствующего уровня, тем самым повышая эффективность государственного управления. На основе ряда подразделений Министерства юстиции были созданы подведомственные ему федеральные службы: судебных приставов, исполнения наказаний и регистрационная.
Качественные изменения произошли и в организации работы самого Министерства. Количество департаментов центрального аппарата сокращено с двадцати шести до девяти. Несмотря на то что часть функций Министерства передана трем вновь созданным федеральным службам объем работы каждого из департаментов Минюста увеличился. Основная роль в осуществлении на территории Российской Федерации полномочий, предоставленных Минюсту, отводится семи Главным управлениям, работающим в соответствующих федеральных округах. Вместе с тем в ряде субъектов Российской Федерации в целях повышения эффективности работы были сохранены отделы Главных управлений, основной задачей которых является юридическая экспертиза законодательства, принимаемого в данном субъекте Российской Федерации.
Одной из важнейших задач Минюста России по-прежнему остается обеспечение единства правового пространства на всей территории Российской Федерации. Минюст России - основное юридическое ведомство в системе органов исполнительной власти, которое уже не первый год занимается мониторингом законности ведомственных нормативных правовых актов и актов субъектов Российской Федерации. Одновременно Министерство является и координатором деятельности Правительства в законопроектной сфере. В связи с этим создан единый департамент, который работает по трем направлениям, что позволит обеспечивать внутреннюю взаимосвязь принимаемых в стране нормативных правовых актов. В целях дальнейшего совершенствования этой работы были подготовлены предложения Президенту России о создании системы мониторинга российского законодательства на всех уровнях. В настоящее время для разработки соответствующего механизма и его нормативно-правового обеспечения создается рабочая группа.
Проведенная реорганизация федеральных органов исполнительной власти потребовала существенной переработки ранее зарегистрированных актов министерств и ведомств, что объективно повлияло на увеличение количества актов, представляемых на государственную регистрацию. За восемь месяцев текущего года в этой области мы уже превысили показатели предыдущего года. Следует отметить, что отдельные федеральные органы исполнительной власти все еще не отменили изданные ими акты, в государственной регистрации которых им было отказано. Более того, есть случаи, когда не отменяются акты, признанные недействующими решениями судов. Это не только является грубейшим нарушением закона, разрывающим единство правового пространства, но и самым непосредственным образом нарушает охраняемые законом права граждан.
Поэтому необходимо создать механизм, повышающий ответственность субъектов нормотворчества, эффективно обеспечивающий своевременную отмену актов, которые в судебном порядке признаны недействующими или в государственной регистрации которых было отказано. ............