РЕФЕРАТ
«Развитие вокально-хоровых навыков детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры и упражнения»
Музыкальный руководитель
Степаненко Марина Вячеславовна
2009г
План
1. Значение пения в развитии музыкальных способностей детей
2. Значение музыкально-дидактических игр в развитии вокальных навыков детей
3. Использование музыкально-дидактических игр и упражнений на музыкальных занятиях
4. Конспекты занятий с использованием музыкально-дидактических игр и упражнений в старшем дошкольном возрасте
1. Пение - основной вид музыкальной деятельности детей
Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку. Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности.
В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности.
Общее развитие детей старшего дошкольного возраста, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирования звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание.
Дети старшего дошкольного возраста могут петь уже в более широком диапазоне. Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, т. е. такие песни, в которых встречается больше высоких звуков, а низкие должны быть проходящими. Удобными (примарными) звуками для старшего дошкольного возраста чаще всего являются фа-до2. Именно в этом диапазоне звучание наиболее легкое, естественное.
К старшему дошкольному возрасту дети уже могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте, различать громкую и тихую музыку, передавать несложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой на металлофоне, узнавать по тембру музыкальные инструменты. Старшие дошкольники должны иметь определенный фундамент музыкального развития, быть активными на музыкальных занятиях, проявлять инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности.
Однако уровень музыкального развития, в частности уровень развития мелодического слуха, музыкальной памяти, певческих навыков, у детей еще очень разнороден. Некоторые из них могут правильно интонировать мелодию в пределах 3-4 звуков, но есть еще и те, кто поет монотонно, низко или высоко, но фальшиво. Это усложняет работу педагога, который должен научить каждого ребенка петь достаточно чисто, чтобы все дети имели определенный объем устойчивых певческих умений.
Дети к 6-ти годам должны самостоятельно различать звуки по длительности и по высоте в пределах квинты. ............