Различные представления об исповеди
1. Католический взгляд
В начале представим католическое определение понятия «исповедь». Католическая Церковь признаёт семь таинств, к которым относится и исповедь. Теста определяет исповедь, как «акт высшей искренности, в котором верующий выносит на суд и себя и свои грехи, полагаясь лишь на милосердие Господа, Который дает прощение в Своей Церкви». Прощение грехов, совершенных после крещение даруется посредством таинства покаяния или примирения. Таинством прощения называется действие, посредством которого священник дает отпущение (разрешение) грехов, а Бог дарует мир и прощение. Бог Один способен отпустить грех, но Он делает это в Церкви и через служение в Церкви, которая вовлекается в примирении одного из ее отдельных членов.
Рассмотрим историю развития таинства исповеди с позиции католических авторов. Истоки появления исповеди происходят от душепопечительства, который был принят в монашеских кругах. Теста указывает, что ее развитие состояло в нескольких этапах. Первый происходивший до шестого века состоял в публичном раскаянии христианина в грехах, затем включение его в чин кающихся. После чего христианин должен был исповедать свои грехи епископу, который накладывал епитимью (греч. ἐπιτιμία, «наказание») — исполнение исповедовавшимся христианином, по назначению духовника, тех или иных дел благочестия; имеет значение нравственно-исправительной меры, для того, чтобы исповедующий мог получать прощение. По решению Латеранского собора 1215 года все верующие, достигшие сознательного возраста, должны были исповедоваться не реже одного раза в году в независимости от степени согрешения. Тридентский Собор утвердил Божественное установление и важность таинства покаяния, указал на составляющие части покаяния, которые составляют квазиматерию таинства. А также данный собор подтвердил, что служителем таинства покаяния может быть только пресвитер. На 2 Ватиканском Соборе были приняты три модели сакраментального разрешения от грехов: индивидуальная исповедь, общее служение примирения с личным исповеданием и отпущением грехов и публичным служением с общей исповедью и общим отпущением.
Основными местами Писания, на которых основывают свое представление о исповеди католики, является Матфея 18:18, Иоанна 20:22, Иакова 5:16. Теста, исследуя вопрос об отпущении грехов, указывает, что Иисус Христос даровал эту власть апостолам, для того, чтобы они продолжали Его спасительную миссию во время существования церкви на земле. Теста утверждает, что не существует сомнений о том, что в Матфея 18:18 говорится о том, что двенадцать учеников получили право для отпущения грехов на земле. Служение ключарей могут исполнять только епископы и пресвитеры, поскольку, когда Христос устанавливал это таинство, Он обратился не ко всем христианам, а только к двенадцати апостолам и их преемникам. Ссылаясь на отцов церкви и их толкование Иоанна 20:22 Теста предполагает, что «этим действием и этими словами Он даровал Апостолам и их преемникам власть отпускать и удерживать грехи верующих, совершенные ими после крещения». ............