Часть полного текста документа:Работа психолога: последствия войны Иванов А.Л. Психологический Институт РАО Опыт и уроки реализации модели комплексной реабилитации военнослужащих с боевыми ранениями на позднем госпитальнем этапе Сегодня можно с уверенностью говорить, что Чеченская война стала историей новой России. Нынешние репортажи о Чечне расскажут о строительстве новых школ и вокзалов, о праздниках и днях рождения руководства республики. Но уроки этой войны и ее последствия для российского общества еще долго будут источником поисков и научных исследователей разных направлений, в том числе и психологов. Весь мир знает о сотнях тысяч пострадавших в этой войне, где только убитыми мы потеряли военнослужащих больше, чем весь Советский Союз в афганской войне. Память о павших и проблемы пострадавших заставляет вновь и вновь обращаться к этой важной теме. За период с 1995 по 2006 год более 3100 военнослужащих, получивших тяжелые ранения и увечья в боевых действиях на Северном Кавказе, прошли комплексную медико-психолого-социальную реабилитацию в условиях 6-го Центрального военного клинического госпиталя МО РФ (Всеармейского реабилитационного центра, г.Москва) по поводу ампутаций нижних и верхних конечностей, сочетанных ранений в туловище и голову. Категории раненых отражены в следующих цифрах: 63% из них были военнослужащие по призыву, 18% - военнослужащие по контракту, 7% - прапорщики, 12%- офицеры. При определении стратегии социально-психологической реабилитации раненых мы исходили из того, что это, прежде всего, определенный комплекс психологических мероприятий и система социальной деятельности, направленных на восстановление функционального состояния организма, нормализацию эмоциональной, морально-нравственной и мотивационной сфер личности, достижение оптимального уровня личностной адаптации и профессионально важных качеств военнослужащего, обеспечивающих его военно-профессиональную работоспособность (4). Исходя из этого, основными задачами социально-психологической реабилитации стали: • оценка психофизиологического состояния пострадавших, определение качества и степени психоэмоционального расстройства; • определение оптимальных путей и методов психологического воздействия, направленных на восстановление оптимальной работоспособности; • формирование оптимальной психологической реакции на течение и последствия ранения; • изучение динамики психических нарушений в процессе лечения; • оценка физической, сенсорной и интеллектуальной работоспособности, сопоставление их с номинальными показателями профессиональной работоспособности и восстановление утраченных психических функций; • коррекция психосоматического статуса методами психотерапевтических, психофизиологических и психофармакологических воздействий; • осуществление профессиональной реабилитации, а при необходимости - профессиональной переориентации; • коррекция самосознания, самооценки и самочувствия; • оказание помощи в подготовке к повторным хирургическим операциям и купировании болевых ощущений (12). Коллективу госпиталя пришлось столкнуться с непростой задачей проведения реабилитационных мероприятий большой группе раненых (одновременно ежедневно на койках находилось 50-60 раненых, преимущественно в хирургическом и травматологическом отделениях), которые, пройдя этапное лечение на предыдущем раннем госпитальном этапе (от 30 до 40 суток), прибывали в реабилитационный центр для изготовления протезов, адаптации к ним и психологической адаптации к новому для себя статусу инвалида (17). ............ |