Часть полного текста документа:Пунктуация в предложениях с союзом "и". (ставить ли запятую перед союзом?) Николенкова Н. В. Разделение правил на пунктуацию при однородных членах предложения, знаках в сложносочиненном предложении и работе со сложным предложением, включающим однородные придаточные, приводит к неумению многих заканчивающих курс русского языка ориентироваться в том, как и когда применяется то или иное правило. К тому же теоретические знания часто не позволяют правильно разобраться, какое из правил необходимо применить, поэтому даже при знании правил не все школьники способны употреблять их к месту и адекватно. К примеру, многими хорошо усваивается правило, что при наличии "где-то там в предложении" общего второстепенного члена запятая не ставится. Проблема лишь в том, что угадать этот общий член не все в состоянии. Поэтому появляются объяснения: "В предложении *Ей стало холодно и она надела шубу есть общий член - *она". Механическое использование правила (во многих современных пособиях, особенно использующих таблицы для объяснения правил, применен именно механический способ) не помогает. Закрепление примера "в лесу было холодно и дул ветер" не поможет в случае необходимости расставить знаки в предложении "*в романе использованы подлинные воспоминания людей 40-х годов и описание становится ярче и красочнее". Наш подход к преподаванию практики русского языка (работа над орфографией и пунктуацией) категорически не допускает использования абстрактных схем и моделей. Мы утверждаем, что подлинная грамотность возможна только при понимании структуры русского языка, для безошибочной расстановки знаков препинания нужно хорошо разобраться в теории, надо знать синтаксис. В данной работе мы предложим такой вариант подхода к разбираемому правилу, для которого придется обратиться к разделам "Простое предложение", "Сложносочиненное предложение", "Сложноподчиненное предложение с однородными придаточными". Желательно, чтобы у повторяющего правило были также знания об обособленных членах предложения, вводных словах, вставных конструкциях [1] . Итак, представьте, что перед вами предложение, где использован "и", к примеру: 1. *Наступил декабрь и люди начал готовиться к Новому году; 2. *Катенька решила преподнести подруге роскошный подарок и купила подарочное издание "Трех мушкетеров"; 3. *Она знала, что Аня с детства любит романы Дюма и ей приятно будет получить богато иллюстрированную книгу. Один из трех наших примеров содержит ошибку, чтобы исправить её, нужно понять в первую очередь, что соединяет "и" и какое правило надо вспомнить [2] . А вариантов, на самом деле, практически только два. • "И" может связывать однородные члены предложения и однородные придаточные, в обоих случаях логика постановки знака совпадет; • "И" может оказаться между частями сложносочиненного предложения, тогда следует пользоваться иным правилом. Осложняет такое легкое с виду правило возможность для сочинительного союза "И" быть одиночным и повторяющимся. В этом случае надо пользоваться не основным вариантом правила, а совсем иными его пунктами. Такой традиционный подход большинству пишущих представляется несколько затруднительным, ведь путь от начала анализа до постановки запятой и впрямь слишком долог: разобрать, что соединяет союз; выбрать нужный раздел правила (на однородность или сложносочиненное предложение); выбрать раздел внутри самого правила. ............ |