МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ"
Кафедра русского языка и культуры речи
Шаливская Анна Владимировна
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
Курсовая работа по логопедии
студентки ІІІ курса ОЗО
факультета педагогики и методики
начального образования (логопедия)
Руководитель: к.пс.н. Кругликова А.Ю.
Таганрог, 2010
Оглавление Введение 1. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе
2. Развитие грамматического строя речи при нарушении речевого развития
3. Обследование грамматического строя речи
4. Коррекция нарушений грамматического строя речи
4.1 Формирование словоизменения у детей с ОНР
4.2 Формирование словообразования у детей с ОНР
Заключение
Список литературы
Введение
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Дошкольный возраст – это период наиболее активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. В процессе овладения речью ребёнок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает работу над:
– морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение его по родам, числам, падежам);
– словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств);
– синтаксисом (сочетаемость и порядок следования слов, построение простых и сложных предложений).
Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, - логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. Отвлекаясь от конкретных значений слов и предложений, грамматика получает большую абстрагирующую силу, возможность типизировать явления языка. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется и мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребёнка. коррекция грамматический строй речь
Грамматический строй усваивается ребёнком самостоятельно, путём подражания, в процессе своеобразной речевой практики. В живой речи дети замечают постоянные значения грамматических элементов-морфем. На этой основе формируется обобщённый образ отношений значимых элементов в словах и словоформах, что и приводит к складыванию механизмов аналогии, являющегося основой языкового чутья, в частности чутья к грамматическому строю языка.
Постепенность овладения грамматическим строем объясняется возрастными закономерностями нервной деятельности ребёнка, а также сложностью грамматической системы русского языка, особенно морфологической. ............