Часть полного текста документа:Психология как ремесло и искусство Роман Пивоваров, V курс, 51 гр., кафедра общей психологии МГУ Эссе Прежде всего, хотелось бы обратить особое внимание на точность формулировки темы данной работы, выделить то важное, на мой взгляд, обстоятельство, что используемый в названии союз - это соединительный союз "и", а не разъединяющие "или", "либо", и т.д. Личностная значимость такой постановки проблемы будет раскрыта ниже, а пока заметим, что психология, наверное, единственная наука (если не принимать в расчет медицины, носящую все же более выраженный практический характер, чем теоретический), где такое объединение понятий - "ремесло" (т.е. техника, практическая работа, или, по Далю, "самое занятие, коим человек живет, промысел его, требующий более телесного чем умственного труда"1) и искусство ("мастерство, требующее большого умения и вкуса"2) - имеет смысл и, более того, как мне кажется, является необходимым условием развития науки. Другие научные дисциплины гуманитарного цикла, напротив, зачастую стремятся дистанцироваться, отгородить себя от искусства; в частности, это относится к тем наукам, которые занимаются изучением тех или иных видов искусства. Литературоведы (в большинстве своем; разумеется, мы говорим о доминирующих, традиционных тенденциях, есть и исключения) стремятся провести разграничительную черту между своими исследованиями и собственно литературой, искусствоведы предпочитают все же предоставлять изобразительное искусство самим художникам, музыковеды обычно не сочиняют музыку и т.д. В последнее время новые идеалы научности ищут и некоторые профессиональные философы. Психология же демонстрирует, скорее, обратную тенденцию. Словосочетание "искусство психотерапии" является названием многих учебников самых разных авторов3, журналы публикуют статьи под заголовками "Психотерапевт: профессия и образ жизни", "Искусство исцеления душ", "Психолог - профессия или призвание?" и т. д. и т. п. Многие психотерапевты и практические и сами говорят о своем занятии как о своего рода искусстве. Отчасти этого требует от них их профессиональная гордость, тщеславие и честолюбие, стремление к экспансии собственного метода и прочие эгоистические соображения, которые трудно признать объективными. По мнениею А.И. Сосланда, среди мотивов, по которым терапевты склонны придумывать свои собственные школы и чувствовать себя подлинными мастерами, можно выделить понимание психотерапии "как способ проецирования вовне собственных личностных смыслов. Сочиняя метод, он реализует возможность примирить собственный опыт, склонности, вкусы, мировоззрение и так далее с желанием заниматься психотерапией"4. Однако, все же частью утверждения о психотерапии о как своего рода искусстве являются следствием действительного самоанализа и рефлексии того, что происходит в ходе психотерапевтического процесса на самом деле. Примером довольно близкого приближения психологии к искусству может служить система творческой психотерапии М.Е. Бурно5 и, в частности, метод маскотерапии Г.М. Назлояна6. Следует отметить, что ориентация на искусство (творчество, артистизм, мастерство, требующее умения и вкуса) в психологии - прерогатива не только практиков, но в первую очередь свойство теоретической работы академических психологов7. ............ |