Часть полного текста документа:Психология и бизнес. Россия. Конец 20 века. Н. Конюхов Движение российской экономики к рыночным отношениям с неизбежностью повторяет закономерные процессы, которые протекали и протекают в странах с уже развитой рыночной экономикой. Среди этих процессов - интеграция бизнеса и прикладных наук, особенно психологии. Аспекты использования выводов психологии в бизнесе многогранны. Среди них: активизация психических факторов в повышении производительности труда (как коллектива, так и самого бизнесмена); повышение эффективности обучения, социально-психологический тренинг, деловые и иные обучающие игры, тренинги по подготовке руководящих кадров, менеджеров и др.; отбор персонала, его изучение, в том числе в режиме "детекции лжи", что в настоящее время исключительно широко используется в развитых странах; диагностика истинного отношения наемных работников к работодателям и принятие мер по профилактике негативных установок, намерений; учет психологического фактора в рекламе, маркетинге, PR, реализации психологическое обеспечение эффективности переговоров и т.д. профилактика аварий, несчастных случаев; О психологии вспоминают обычно тогда, когда не срабатывают обычные, общепринятые методы решения проблем бизнеса. В этих ситуациях может эффективно помочь только высокопоставленный специалист-психолог или группа психологов. Приведем несколько примеров. Пример первый. На предприятии, принадлежащему одному из крупнейших американских бизнесменов началась забастовка. Психологический анализ ситуации показал, что не надо накалять отношения с рабочими. Босс внял психологическим рекомендациям. У ворот завода, где дежурили забастовщики была повешена волейбольная сетка, появился волейбольный мяч... Конфликт был разрешен с меньшими экономическими потерями, чем обычно. Пример второй, уже российский... Психологи диагностировали элементы отчуждения работников по отношению к своим руководителям на двух частных предприятиях, занимающихся торговыми операциями. Обоим бизнесменам было посоветовано: сменить свои шикарные машины на близкие по стоимости и классу к машинам своих менеджеров; дифференцировать оплату их труда, подняв ее у наиболее достойных; связать доход работников с доходами фирмы, то есть пустить часть дохода фирмы на вознаграждение лучших сотрудников; улучшить систему взаимоотношений со средним звеном управленческого персонала, приблизив его к себе и т.д. Кроме общих рекомендаций были и сугубо индивидуальные, связанные с чертами характера как бизнесменов, так и их работников. Так в одной фирме было посоветовано сменить главного бухгалтера, убрать зятя с одной из ключевых позиций в коллективе и др. И как специально для контрастного сравнения, независимого эксперимента один из бизнесменов внял рекомендациям специалистов-психологов, второй же нашел их надуманными (увы, нередки и "надуманные" рекомендации "специалистов"). И вот результат через полтора года: второй "успешно" разоряется, первый же переходит от торговых операций к производственной деятельности, расширив дело в несколько раз. Естественно, нельзя причину этого различия видеть только в реализации или нереализации выводов психологов, но вскрытые махинации главбуха, "левые" операции некоторых менеджеров на других фирмах под более достойное вознаграждение - наглядное подтверждение выводов, сделанных специалистами за год до реального вскрытия этих фактов. Дело в том, что психологи обладают (увы, не все, а наиболее подготовленные, практические психологи), методиками диагностики установок, отношений в коллективе сотрудников на уровне их зарождения, когда они тщательно скрываются, а порой и не ясны для самих обследуемых, не осознаны ими. ............ |