Введение
Психология поступка является актуальной и, в то же время, мало исследованной областью психологии. Цель данной статьи – ответить на вопрос: для объяснения какой реальности в системно-деятельностном подходе вводится понятие "поступок"?
Предложенное определение поступка задает перспективу исследования его генезиса, т.е. происхождения и развития. Как видно из определения, действие становится поступком тогда, когда, во-первых, ценности других людей и общества в целом приобретают для человека личностную значимость, и, во-вторых, человек становится способен прогнозировать социальный смысл собственных действий.
Сущность поступка в психологии
Ряд психологов понимают под поступком действие, которое выражает отношение человека к другим людям, поставленной задаче, существующим социальным нормам, ценностям и поэтому, как правило, подвергающееся общественной оценке. Так, С.Л. Рубинштейн называет поступком действие, в котором выражена позиция, сознательное отношение человека к другим людям, к нормам общественной морали. Асеев В.Г. указывает, что поступок – это всегда действие, оцениваемое в широком социальном контексте, действие, имеющее определенный социальный смысл. Петровский А.В. отмечает: "Поступок – это действие, которое получает или должно, или может получить серьезную общественную оценку". А.Н. Леонтьев пишет, что поступок – это действие "… судьба которого определяется не из наличной ситуации". "Пример: вопрос о том, нужно ли будет сдавать экзамен. Я отвечаю: да, потому что я так предполагаю. Это – не поступок. Я отвечаю: да, потому что это целесообразно с точки зрения организационно-педагогической тактики. Это поступок, потому что существует и еще одно отношение, в которое данное действие входит".
Другая позиция предполагает понимание поступка как нравственного действия. При таком подходе понятие "поступок" вводится для обозначения действий, направленных на сознательную реализацию нравственных императивов, достижение идеалов, соблюдение социальных норм, творческое воплощение моральных ценностей. Такое понимание поступка представлено в работах Якобсон С.Г.
Еще одна точка зрения на поступок предложена Мясоедом П.А. Мясоед П.А., предлагая свою классификацию форм активности, отмечает: "… поведение, скорее, присуще организму с его выраженным стремлением к приспособлению, деятельность соизмерима с индивидом как объектом и субъектом общественных отношений, а поступок – с личностью, утверждающей свою самобытность выходом за наличные ограничения". С точки зрения Мясоеда П.А., поступок является "борьбой человека с миром", "самодетерминированной активностью, проявлением стремления индивида к свободе вопреки обстоятельствам жизни". Таким образом, Мясоед П.А. рассматривает поступок как особого рода активность, присущую личности. Братусь Б.С. также отмечает, что личность проявляет себя в поступках.
Петухов В.В. и Столин В.В. указывают, что личность начинается с поступка. Божович Л.И. пишет: "Единицей исследования личности как целостной иерархической системы должен стать поступок. Понятие поступка отлично как от понятия действия (не обязательно включающего в себе внутреннюю мотивацию), так и от слишком широкого понятия деятельности. ............