Часть полного текста документа:Введение Статья посвящена проблемам, возникающим при использовании психологических тестов в практике психологическогоконсультирования. Не секрет, что многие психологи-консультанты испытывают затруднения в процессе тестирования клиентов. Еще большее количествопсихологов, ориентированных на применение стандартных психодиагностических методик в своей практической деятельности, допускают ошибки, связанные снарушением принципов консультирования. Действительно, консультирование и тестирование клиентов направлены на решение разных задач, которые выполняют практическиепсихологи. Цели психологического консультирования и тестовой диагностики могут противоречитьдруг другу. Методы тестирования и консультирования требуют от психологов разных профессиональных знаний и навыков. Наконец, в какой-то мере они выражаютразличные подходы при обслуживании клиентов, разные профессиональные убеждения, связаны с неодинаковыми профессиональными ценностями и критериями. Однако, различия между консультационной и диагностической идеологией относительны. Несомненно, цели и средстваконсультирования являются более общими в предоставлении психологических услуг клиентам по сравнению с тестированием. Применение психодиагностических тестовпредставляет собой частный случай в работе с клиентами и должно быть подчинено задачам консультирования. Кроме стандартизированных тестовых методик вконсультировании в качестве диагностических используются методы наблюдения, интервью. Причем, все они могут и должны быть направлены на помощь клиенту врешении его психологических проблем. Но это требует высокого уровня профессиональной квалификации и ответственности. Очевидно, что в неумелых, нечестных или недобрых руках диагностические данные могут причинить серьезный ущерб интересам,здоровью или достоинству клиента. Особенно это касается результатов тестирования, поскольку стандартизация тестов создает иллюзию их простоты идоступности. Как сделать так, чтобы результаты психологической диагностики, по меньшей мере, не наносили вред клиенту, а в лучшем случае, наиболее эффективнорешали задачи консультирования, психологической коррекции, изменения представлений и отношений клиента, оптимизации его состояния, облегченияболезненных переживаний, поиска ресурсов клиента, возможностей разрешения проблем, создавали дополнительные условия для адаптации, преодоления кризисныхситуаций? В статье сформулированы наиболее существенные вопросы, связанные с применением психологических тестов в консультированииклиентов. Ответы на эти вопросы даны на основе практического опыта автора и выражают его профессиональную позицию. Конечно, некоторые из этих ответов имеютдискуссионный характер. Их можно воспринимать как приглашение к обсуждению и выражению своего собственного мнения по данным вопросам. В каких случаях целесообразнопсихологическое тестирование? Тестовые методики для диагностики индивидуальных особенностей интеллекта, личности, межличностных отношений и психическогосостояния человека традиционно используются в сфере образования, здравоохранения, занятости, бизнеса, семейного консультирования. Психологунередко приходится решать задачи, требующие психологической диагностики. Это - измерение профессиональных склонностей и способностей, диагностикапрофпригодности, профориентация, отбор и расстановка кадров, помощь в самоусовершенствовании, оценка психического здоровья, выявление критическихсостояний и отклоняющегося поведения, контроль эффективности коррекционных воздействий, оценка работоспособности, прогнозирование трудностей в обучении,подбор совместимых лиц для групповой работы, анализ стиля руководства, определение психологического климата, предупреждение конфликтов. ............ |