Часть полного текста документа:Структура психологического синдрома Как показал Л.С.Выготский, в каждом возрастном периоде имеется своя, специфичная для него социальнаяситуация развития. Она определяется тем местом, которое занимает в обществе ребенок данного возраста. В каждом отдельном случае социальная ситуацияразвития имеет свою специфику, зависящую от тех конкретных отношений, которые складываются у данного ребенка с окружающими его людьми (родителями, учителями,сверстниками). Эту конкретную систему отношений мы называем межличностной ситуацией развития. В ходе развития у ребенка складываются те или иные устойчивые психологические синдромы.Общая схема психологического синдрома представлена на рис. 1. Источники синдрома - это те факторы, которые существенны для его возникновения. Они могут иметь самую разнообразную природу- генетическую, социальную и т.п. В процессе развития синдрома они не претерпевают каких-либо закономерных изменений. Факторы, включенные в ядропсихологического синдрома, закономерно видоизменяются в ходе его развития. Специфика того или иного психологического синдрома определяется взаимодействиемтрех основных блоков: - Психологический профиль ребенка - это совокупность как его личностныххарактеристик, так и показателей, относящихся к познавательным процессам. Для разных синдромов основное значение могут иметь разные особенностипсихологического профиля. - Особенности деятельности ребенка зависят от его психологическогопрофиля. Они могут относиться к интенсивности и эффективности деятельности, ее успешности, степени ее соответствия социальным нормам и т.п. - Под реакцией социального окружения понимается ответ социальной среды (родителей, учителей, сверстников) на особенности деятельности ребенка. Этареакция может состоять в поощрении одних форм поведения и наказании за другие, в общей оценке ребенка, в интенсивности общения с ним и т.п. Между описанными блоками существует кольцевая взаимосвязь: картина поведения ребенкасвязана (хотя и неоднозначно) с его психологическим профилем; она определяет (хотя, опять же, неоднозначно) реакцию окружающих; в свою очередь, эта реакцияобусловливает те или иные изменения психологических особенностей. Влияние социальных отношений на психологический профиль ребенка обеспечивает обратнуюсвязь. Психологический синдром формируется в том случае, когда обратная связь положительна, т.е. реакция окружения поддерживает те самые особенности,которые ее вызвали. Коррекционный подход основан на разрушении положительной обратной связи и замене ее на отрицательную, которая нормализует системуотношений ребенка с его социальным окружением. Психологические синдромы, связанные с высоким уровнем демонстративности Негативноесамопредъявление и демонстративный нигилизм В дошкольном или младшем школьном возрасте у детей с особенно высокой потребностью вовнимании к себе (т.е. с ярко выраженной демонстративностью) часто складывается психологический синдром негативного самопредъявления. Его главноепроявление состоит в том, что ребенок привлекает к себе внимание окружающих с помощью нарушения социальных норм. В этом и состоит основная особенностьего деятельности. Негативное самопредъявление складывается вследствие невозможности найти другие способы удовлетворения особо высокой потребности вовнимании к себе. ............ |