ПРОИЗВОДСТВО ПО ПЕРЕСМОТРУ СУДЕБНЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЙ В ПОРЯДКЕ НАДЗОРА И ПРОИЗВОДСТВО О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ДЕЛ ПО ВНОВЬ ОТКРЫВШИМСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ В ХОЗЯЙСТВЕННОМ СУДЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Одной из гарантий защиты прав и законных интересов юридических лиц и граждан выступает в хозяйственном процессе и надзорное производство - самостоятельная стадия хозяйственного процесса, на которой возможен пересмотр вступивших в законную силу судебных актов хозяйственных судов. Необходимость этой стадии хозяйственного судопроизводства обусловлена тем, что кассационное производство не всегда гарантирует безошибочность судебных решений.
Задачами надзорного производства, помимо общих задач хозяйственного процесса (ст. 2 ХПК), являются также проверка законности и обоснованности судебных актов, вступивших в законную силу, направление судебной практики нижестоящих хозяйственных судов, формирование и обеспечение общегосударственного единства применения законодательства.
Анализ надзорного производства предусмотренного ХПК, обнаруживает следующие его характерные особенности.
Надзорное производство возбуждается только по протестам должностных лиц Высшего Хозяйственного Суда и Прокуратуры Республики Беларусь, и в этом смысле оно приобрело некоторый характер исключительного производства. Такое право имеют Председатель Высшего Хозяйственного Суда и Генеральный прокурор Республики Беларусь (на судебные акты любого хозяйственного суда, за исключением постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда); заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда и заместители Генерального прокурора Республики Беларусь (на судебные акты любого хозяйственного суда, за исключением постановлений Президиума и Пленума Высшего Хозяйственного Суда); председатели хозяйственных судов областей и приравненных к ним хозяйственных судов, прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры (на постановления кассационной инстанции); прокуроры областей и приравненные к ним прокуроры, а также их заместители (на не обжалованные в кассационном порядке и вступившие в законную силу судебные акты) (ст. 200 ХПК).
В порядке надзора может быть опротестован любой судебный акт хозяйственного суда, вступивший в законную силу, за исключением постановлений Пленума Высшего Хозяйственного Суда (ст. 199 ХПК). Например, в порядке надзора могут быть опротестованы одновременно решение суда первой инстанции, а также постановление суда кассационной инстанции и постановление надзорной инстанции, которыми решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Отдельно может быть опротестовано постановление суда кассационной инстанции, которым решение изменено или отменено.
Однако принесение одного протеста на решения, определения, постановления по двум или нескольким, хотя и взаимосвязанным, делам не может иметь места. Такое разъяснение содержится в постановлении Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 22 июня 2000 г. № 8.
Вступившие в законную силу определения хозяйственного суда могут быть опротестованы в порядке надзора отдельно от решения в тех случаях, когда ХПК предусматривает их обжалование.
В ХПК установлен годичный срок для принесения протеста в порядке надзора с момента вступления в законную силу судебного акта (ст. ............