Содержание
Введение
Глава І. Теоретический обзор научной литературы по проблеме особенностей профессиональной ориентации учащихся на современном этапе
1.1 Сущность профессиональной ориентации
1.2 Формы и методы профессиональной ориентации
1.3 Особенности профориентационной работы на современном этапе
1.4 Выводы по 1 главе
Глава ІІ. Эмпирическое исследование особенностей профессиональной ориентации на современном этапе
2.1 Задачи, методы и процедура исследования
2.2 Анализ и обсуждение результатов
2.3 Выводы по 2 главе
2.4 Методические рекомендации по организации профессиональной ориентации
Заключение
Литература
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
"Знания непременно проложат
нам путь к успеху, если мы определили,
по какой дороге идти, и куда она приведет"
Уильям Сомерсет Моэ
Профессиональная ориентация (от фран. orientation – установка) – комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом.
Актуальность проблемы профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. В современную систему образования были введены концепции модернизации, профилизации, которые способствуют улучшению работы по профессиональной ориентации учащихся. Сегодня на рынке труда стали востребованными рабочие специальности, а школы до сих пор ориентируют выпускников на получение социальных профессий. В настоящее время экономическое и юридическое образование уже утратило свою актуальность, востребованным профессиям современная молодежь не уделяет должного внимания. Все безуспешно гонятся за престижем, но никто не задумывается о своем будущем и будущем своей страны. В связи с существующими противоречиями многие выпускники вузов остаются безработными либо работают не по своей специальности.
В ходе анализа научной литературы мы заметили, что вопросам профессиональной ориентации на современном этапе уделено недостаточно внимания, поэтому мы определили тему нашего исследования
Цель исследования – выявить особенности профессиональной ориентации учащихся на современном этапе и разработать методические рекомендации по организации профориентационной работы.
Объект исследования – профориентация как педагогическое явление.
Предмет исследования – особенности профессиональной ориентации учащихся на современном этапе.
Задачи:
1. провести обзор научной литературы по данной проблеме;
2. выявить особенности профессиональной ориентации на современном этапе;
3. изучить опыт работы по профессиональной ориентации учащихся в г. Усть-Илимске;
4. раскрыть содержание профессиональных типов личности с помощью методик и определить особенности профессиональной ориентации на современном этапе при помощи анкетирования;
5. разработать методические рекомендации по организации профориентационной работы.
Методы: теоретический анализ и синтез теоретических источников; тестирование, анкетирование, метод количественного анализа
База исследования: МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» в городе Усть-Илимске.
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть полезны для психологов, классных руководителей, родителей и учащихся, а также для тех, кого интересуют проблемы профессиональной ориентации.
ГЛАВА І. ............