Часть полного текста документа:Министерство народного образования РФ БрГТУ Кафедра психологии Психология профессионального образования. Реферат: Профессиональное самоопределение старшеклассников. Выполнил: Никулин А.Ю. Проверила: Иванова М.В. Братск 2001г. Содержание. 1. ВВЕДЕНИЕ: ПРОФОРИЕНТАЦИЯ УЧАЩИХСЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 2. ВЫБОР ПРОФЕССИИ . 2.1.МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ. 2.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ 2.3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И ПРОФКОНСУЛЬТАЦИЯ 2.4. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ 3. ПОИСК СМЫСЛОВЫХ ОПОР ЛИЧНОСТИ НА ПЕРЕЛОМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА. 3.1. СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ 3.2. КРИЗИСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ 3.3. МЕТОДЫ РАБОТЫ В ПЕРЕЛОМНЫЕ ПЕРИОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА 4. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКОВ НА ЭТАПЕ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ. 4.1. ТИПОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА 4.2. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК 1. Введение . Профориентация учащихся на современном этапе. На современном этапе определены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями , развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса. Реализация современных требований, предъявляемых к общеобразовательной школе , значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можно выделить ряд направлений , способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся : система профориентации , вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий , умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности ( руководитель Б.А.Федоришин, Киев); диагностические методики изучения личности школьников в целях оказания индивидуальной помощи в выборе профессии (В.Д.Шадриков, Москва); (Воронин Н.П., Ярославль; Забродин Ю., Москва); теоретические и методические основы проф. консультации молодежи, банк профессиокарт (Е.А.Климов, Москва); системный подход к профориентации школьников (В.Ф.Сахаров,Киров; Н.К.Степаненков, Минск); общественно-значимые мотивы выбора профессии (Е.М.Павлютенков, Комсомольск-на-Амуре); особенности профориентации студентов в условиях высшей школы (Н.Ш.Шадиев, Ташкент; П.А.Шавир, Тюмень ; Н.Н.Чистяков, Кемерово); формирование элементов духовной культуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии (Г.П.Шевченко, Луганск). Однако, несмотря на некоторые положительные результаты ,профориентация в современных условиях всё ещё не достигает своих главных целей - формирования у учащихся профессионального самоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику .Существенным тормозом развития профориентации является то, что она, как правило , рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствует индивидуальный , дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; используются в основном словесные , декларативные методы, без предоставления возможности каждому попробовать себя в различных видах деятельности , в том числе и в избираемой. ............ |