Курсовая работа
"Профессиональная ориентация молодежи: понятие, сущность, механизмы формирования"
Введение
Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства ни как не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека.
Задатки, врожденные особенности личности, обеспечивающие ее успешность в том или ином виде деятельности, могут быть очевидными и не очень.[1]
Молодые люди, после окончания 11 класса, а иногда и раньше, принимает решение о выборе профессии. Это решение, в дальнейшем, повлияет на всю их жизнь. От него зависит успешность этого молодого человека как профессионала и как человека в целом. И не всегда подростки делают правильный выбор. Об этом свидетельствует большое число людей, которые идут получать второе образование, после того, как однажды сделали ошибочный выбор.
Поэтому, весьма важно, прежде чем выбирать свою будущую профессию пройти профессиональную ориентацию. Но на данный момент в России складывается такая ситуация, что многие молодые люди не знают где это можно сделать, а если и проходят в школе, то относятся к результатам весьма не серьезно, не придавая им значения. Поэтому одним из приоритетных направлений молодежной политики в России должно стать развитие и внедрение системы профессиональной ориентации.
Объектом данной работы является молодежь, предметом – профессиональная ориентация молодежи, ее понятие, сущность и механизмы формирования. Цель курсовой работы – проведение социологического исследования среди учеников 9 – 11 классов, с целью изучения проблем в области профориентации молодежи. Основными задачами данной работы являются:
· проанализировать понятие «профессиональная ориентация»;
· рассмотреть систему профессиональной ориентации молодежи в России;
· изучить механизмы формирования профориентации молодежи;
· рассмотреть сущность профессиональной ориентации молодежи;
· проанализировать современные методики профориентации молодежи;
· рассмотреть проблемы в системе профессиональной ориентации молодежи;
· изучить деятельность межшкольного учебного комбината №4 в профориентации школьников;
· рассмотреть профориентационную деятельность общеобразовательных школ.
Методами исследования в данной курсовой работе являются анкетирование, анализ статистических данных, анализ документов социальных служб, интервьюирование специалистов, занимающихся профориентационной работой с молодежью.
1. Профессиональная ориентация молодежи как основа правильного профессионального самоопределения
1.1 Основные понятия в системе профессиональной ориентации
Для рассмотрения понятия «профессиональной ориентации» необходимо определить круг понятий, так или иначе связанных с профориентацией, и дать им определения. В первую очередь рассмотрим понятие «профессия». Е.А. Климов предлагает четыре подхода к определению данного термина:
1) область приложения сил человека, то есть область, в которой человек осуществляет свои трудовые функции;
2) общность людей, занятых определенного рода трудовыми функциями;
3) подготовленность, то есть знания, умения, навыки, благодаря которой он может выполнять определенные трудовые функции;
4) деятельность, работа профессионала, то есть распределенный во времени процесс реализации трудовых функций. ............