Часть полного текста документа:Проблема социального и биологического в дифференциальной психофизиологии К.М.Гуревич Гуревич Константин Маркович (род. 19 октября 1906) - советский психолог, доктор психологических наук, профессор крупный специалист в области психологии и психофизиологии индивидуальных различий и профессиональной пригодности. После окончания (1931) психотехнического отделения Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена и аспирантуры Московского государственного института психологии работал в Московском педагогическом институте, а с 1949 г. в НИИ общей и педагогической психологии АП Н РСФСР (с 1968 г.- зав. лабораторией психофизиологических основ профессиональной пригодности). Сочинения: Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970; Редактирование и участие в качестве автора в сборниках "Психофизиологические вопросы становления профессионала". М., 1974, 1976; Психологическая диагностика. М., 1981. Литература: К. М. Гуревичу- 70 лет.- Вопр. психологии, 1977, № 2. Дифференциальная психофизиология, точнее, тот ее раздел, в котором изучаются индивидуально-психологические различия, зависящие от основных свойств нервной системы, обладает некоторыми специальными преимуществами по сравнению с другими областями психологии для разработки в конкретно-научном плане проблемы социального и биологического. Так, многие авторы (В. С. Мерлин, Е. А. Климов, М. Р. Щукин, М. Г. Суханкулов и др.), изучая индивидуальные особенности трудовой деятельности людей в разных профессиях, сумели показать, что ряд этих особенностей зависит от определенных сочетаний свойств нервной системы. Констатируя четко проявляющиеся зависимости, авторы вместе с тем никак не считают, будто от этих сочетаний зависят содержание деятельности, мотивы, квалификация. Речь идет только о некоторых, сравнительно легко выделяемых, индивидуальных особенностях деятельности; по данным лабораторного изучения индивидуальных сочетаний свойств нервной системы можно с определенной вероятностью предвидеть, что может вызвать затруднения у работника, как будет проходить у него приобретение знаний, навыков, умений. Образование нейрофизиологических функциональных систем, по-видимому, индивидуализируется в связи с сочетаниями свойств нервной системы. В некоторых же профессиях свойства нервной системы сказываются и на конечном результате или успехе деятельности. Наиболее резко и отчетливо свойства нервной системы обнаруживаются в производственных ситуациях, требующих напряженной и длительной работы (Л. А. Копытова, М. К. Акимова, О. А. Сиротин и др.). Упомянутое выше преимущество учения об индивидуально психологических различиях состоит в том, что в исследованиях основных свойств нервной системы сложилась экспериментатика, позволяющая выразить в сравнимых единицах, т. е. измерить представленность этих свойств у различных людей. Работами Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и их учеников создан и продолжает обогащаться арсенал методик, удовлетворяющих самым строгим критериям. Поскольку показано значение психологических проявлений этих свойств, то нельзя не признать, что в области индивидуальных различий психологи едва ли не впервые за всю историю своей науки получили возможность измерить биологический компонент психического. Главным методическим инструментом старой дифференциальной психологии были тесты: здесь мы имеем в виду тесты интеллекта, специальных способностей и т. ............ |