Курсовая работа
"Проблема профессиональной подготовки советского учителя в первое послевоенное десятилетие"
Введение Актуальность выбранной тематики обусловлена тем, что фигура учителя в обществе всегда играла ключевую роль. Роль педагога исключительно велика в воспитании личности и формировании социально активного человека. От подготовки учителя зависит его деятельность и качество работы с детьми, что важно было во все времена. Для того, чтобы проследить развитие учительства как профессиональной группы в послевоенное советское время, проводится данное исследование.
Цель работы: Рассмотреть профессиональную подготовку учителей в послевоенные годы в Горьковской области
Объект – учительство послевоенных лет
Предмет – профессиональная подготовка советских учителей в послевоенное время
Задачи исследования, которые следует раскрыть:
– в первой части произведена характеристика учительства как профессиональной группы на примере Горьковской области
– во второй части рассматривается проблема повышения квалификации учителей
– в третьей части идет речь о подготовке советских учителей в послевоенное время
В работе использованы материалы 9 источников.
1. Характеристика учительства как профессиональной группы
Вопрос о роли личности учителя в педагогическом процессе всегда являлся одним из самых актуальных. Обозначившееся еще со времен Сократа в сфере философской мысли внимание к человеку, его личностному бытию никогда не ослабевало, а, напротив, нарастало.
Исследуя роль личности учителя в образовании, условно вычленяются две основные составляющие, или функции, образования:
ü Первая функция представляет собой процесс передачи знаний – обучение;
ü Вторая функция – процесс воспитания.
С одной стороны, эти функции можно рассматривать как относительно независимые. С другой же стороны, совершенно очевидно, что обе эти функции взаимосвязаны в едином образовательном процессе и взаимодополняют друг друга, поскольку единство обучения и воспитания семантически и этимологически заложено в самом термине «образование».
Роль учителя в развитии общества очень важна: ведь учителя были носителями знаний, которые передавали следующим поколениям. Рассматривая учительство как профессиональную группу, можно сказать, что послевоенные годы явились довольно сложным периодом для советского учительства. Начиная с 20–30‑х годов – после объявления всеобщего образования, ощущалась хроническая нехватка преподавательских кадров в стране.
Проблемы объективной оценки опыта развития советской школы послевоенных лет развиваются в русле двух концептуальных подходов. Сторонники первого из них акцентируют внимание на анализе негативных процессов и тенденций развития советской школы, её политизации, огосударствлении, идеологизации. По выражению известного московского исследователя З.Г. Дайча, советская школа оказалась «зажата тисками тоталитаризма» и вместо социального института стала государственным учреждением, «функционирующим в режиме единообразия, единомыслия и единоначалия» [1, с. 89]. По мнению уральского историка М.В. Суворова, «политика партийно-советского руководства, направленная на политизацию образования, привела к формированию учителя нового типа, отличительными чертами которого были идеологизированное сознание, государственный патриотизм, агрессивность по отношению к мнимым и настоящим «врагам», преобладание коллективных ценностей над индивидуальными проявлениями личности» [2, с. 65].
Подобный исследовательский подход, фиксирует реальные, хотя, и не всегда определяющие тенденции развития советской школы. ............