Часть полного текста документа:Принцип освоения обобщенных идей в музыкально-педагогическом диалоге О.В.Бочкарёва В музыкально-педагогическом диалоге эмоции его участников - иерархия художественных реакций от преходящего настроения до элементов мироощущения, мировосприятия - ведут к возникновению эмоциональных обобщений. Обобщения эмоционального порядка направлены на эстетические и этические идеи. "Эмоциональный строй высшей сферы в музыке сопровождается переживанием огромной величественности мира, освещённого красотой и добром. В этом его незаменимость и особость по сравнению с потоком жизненных эмоций" [1. C.84]. Встреча с музыкой, несущей безмятежность и спокойствие от совершенного порядка, может привести неподготовленного к ней слушателя, живущего в мире хаоса, в замешательство и даже провоцировать сопротивление с его стороны. Многие социологи отмечают неблагоприятный фон современной социальной ситуации: напряжённость и эмоциональную неустойчивость, приводящие к разрушению психо-социальных механизмов связи личности с обществом. Хаос оказывает вредное влияние, ибо подавляет собственное ощущение структуры, соединение связанных между собой частей в единое целое: отношений между людьми "я-ты", движение причины и следствия, ощущение внутреннего "я" как целого. Цель музыкально-педагогического диалога - изменить взгляд на себя, на мир, на искусство, развивая уникальную способность человека испытывать наслаждение за счёт присущей ему потребности устранять хаос и неопределённость окружающего мира. Целостность никогда "не дана, а, в сущности, задана - и в каждый её момент ... противостоит действительному разноречию" или другим центробежным силам [2. С.83]. Целостность - это не дар, а проект, беспорядок же в противоположность тому, часто (хотя и не всегда) дан. Сотворение целостности в себе - труд всей жизни. "Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым..." (М.М.Бахтин). В музыкально-педагогическом диалоге возрастает роль гипотетичности художественного мышления - задачей поиска становится художественная идея. Её исследование может осуществляться в двух направлениях: исследование художественной идеи через определение места и роли её среди других элементов содержания и формы музыкально-художественного целого; исследование художественной идеи как результата становления эмоционально-интонационного смысла, разворачивающегося в потоке времени и находящегося в определённых взаимоотношениях с духовными ценностями культуры общества. В.В.Медушевский, рассуждая о художественной идее как о проблеме отношения человека и мира, выделяет несколько аспектов её рассмотрения: отношения равенства или неравенства сил: человек - царь природы или пылинка мироздания (музыка И.С.Баха ассоциируется с огромным пространством, наполненным множеством голосов, а музыка Ф.Куперена - с камерностью, аристократичностью, салоном); степень активности взаимоотношений человека с миром - содружество или враждебность (в музыке Моцарта персональное и художественное "я" сливаются в единую гармонию, в музыке Стравинского "я" - марионетка, кукла в театре мира); степень гармонии или дисгармоничности с миром (у Баха источник смятения в душе человека, но порывы усмиряются гармонией Космоса, у Листа беснуется мир, ставший хаосом); ощущение стабильности, устойчивости или временности, переходности бытия (гармония миросозерцания у Баха - хаос, тревога в музыке Шнитке) [3. ............ |