Реферат
по административному праву
(общая часть)
на тему:
«Правительство: порядок образования, состав, компетенция»
СОДЕРЖАНИЕ
§1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО СОСТАВ И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ
§2. КОМПЕТЕНЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
§1. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО СОСТАВ И ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ
Согласно ст.110 Конституции РФ и Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации», Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, являясь коллегиальным органом государственной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти в России.
Состав Правительства РФ предопределен Конституцией РФ (ст. 110): Членами Правительства являются Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры. Таким образом, Конституция содержит закрытый перечень лиц, входящих в его состав. Руководитель иного, кроме федерального министерства, органа исполнительной власти может быть включен в состав Правительства при условии установления для него статуса федерального министра. Например, в Законе о Правительстве РФ установлен такой статус для Руководителя Аппарата Правительства, в Федеральном законе «Об органах федеральной службы безопасности» – для директора ФСБ России. [1, C. 139-140]
Конституция не связывает процесс формирования Правительства с распределением мест между партиями и фракциями в парламенте. Иными словами, Правительство может быть сформировано по принципу парламентского большинства, но может быть сформировано и без учета этого принципа. Оба подхода соответствуют Конституции. Однако конкретная историческая ситуация, при которой состав Правительства не отражает парламентское большинство, может служить источником проблем в работе системы исполнительной власти, связанных с различными аспектами его деятельности, в частности с законотворческой. Следствием этих проблем может стать низкая эффективность исполнительной власти, ее неспособность решать насущные задачи.
Для преодоления подобной ситуации Конституция установила ряд прерогатив Президента, пользуясь которыми он в текущем режиме может влиять на деятельность Правительства. Это такие прерогативы, как утверждение структуры федеральных органов исполнительной власти, назначение заместителей Председателя Правительства и министров, право председательствовать на заседаниях Правительства, контроль за законностью его актов, непосредственная подчиненность Президенту силовых ведомств. Президент имеет право отправить Правительство в отставку или принять отставку премьера, которая автоматически влечет за собой отставку Правительства в целом. [5, С 7]
Более подробно рассмотрим порядок образования Правительства Российской Федерации.
В настоящее время Председатель Правительства Российской Федерации имеет трех заместителей, в том числе одного первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - министра обороны РФ.
Председатель Правительства РФ назначается Президентом Российской Федерации из числа граждан Российской Федерации, не имеющих гражданства иностранного государства, и, соответственно, освобождается от должности тоже Президентом Российской Федерации по следующим основаниям:
1. по заявлению Председателя Правительства РФ об отставке;
2. в случае невозможности исполнения Председателем Правительства РФ своих полномочий.
Президент Российской Федерации уведомляет Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания об освобождении от должности Председателя Правительства РФ в день принятия им решения. ............