Дипломная работа на тему:
Права граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства
2010
Введение
Отрасли права взаимосвязаны. Реализация прав на жилище нераздельно связана с иными конституционными правами — например, правом свободного передвижения и возможностью выбирать место пребывания и место жительства[1]. Закон РФ от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусматривалвместо прописки введение регистрационного учета граждан. Тем не менее на практике значительных изменений в приобретении «вида на жительство» не совершилось. В старом законодательстве, в частности Жилищном кодексе РСФСР (ч. 1 ст. 54), права граждан на жилище связывались с пропиской личности на предоставленной жилой площади. Схожую позицию принимали и суды, которые руководствовались, в частности, прежним законом[2], когда под записью о поселении в определенном порядке подразумевалось, что лицо будет прописано по месту жительства, прописка была признана Конституционным Судом Российской Федерации неконституционной[3] в связи с жалобами граждан.
Актуальность исследования состоит в том, что ряд субъектов РФ ввели ограничение финансового порядка — были определены местные сборы с иногородних граждан, которые прибыли на жительство в эти регионы. Так, в 1994 году был принят[4] Законодательный акт, касающийся приезжих в Москву на ПМЖ. Этим Законом была установлена специальнаяакция по сбору компенсаций для иногородних граждан, которые прибыли на постоянное жительство в город Москву. Ставки сборов для иностранных граждан были установлены в 5000 размере минимальной месячной оплаты труда; а для граждан РФ эта сумма ограничивалась 10 % от указанногоразмера сбора. По этой причине прописке (регистрации) в городе Москве подлежали только граждане, которые смогли уплатить сбор. Положения этого Закона, которые касалисьопределения указанного выше сбора с иногородних граждан, признали неконституционными[5]. Наряду с этим неконституционными были признаны и другие акты (или их отдельные положения) субъектов Российской Федерации.
Проблематика исследования заключается в том, что в Постановлении Конституционного Суда РФ было отмечено, в частности, следующее:
«в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 17, ч. 1). Согласно статье 27 (ч. 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства»[6]. Свободу передвижения и выбора места жительства предусматривает также и Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 12)[7], а также другие международные и международно-правовые акты, в том числе протокол N 4 Европейской конвенции по правам человека (ст. 2);нормативным содержанием названных конституционных прав является:
— свобода передвижения каждого по территории Российской Федерации;
— свобода выбора места пребывания;
— свобода выбора места жительства[8].
Оспариваемые нормативные акты прямозадевают права граждан, которыми они должны пользоваться касательно выбора места жительства. ............