Часть полного текста документа: Введение. В своей работе я попытался рассмотреть такую тему, как позитивизм. Мне кажется, что эта очень важная тема. А важна эта тема тем, что юридический позитивизм - один из популярнейших видов познания права. Эта тема, на мой взгляд, интересна еще и тем, что юридический позитивизм был очень популярен (даже не просто популярен, а бесспорно господствовал) в Белорусском праве во времена Советского Союза, а это одна из ярчайших и , безусловно, спорных страниц в истории Беларуси и , соответственно, белорусского права. Я хочу рассмотреть особенности юридико-позитивистской теории, особенности определений понятия "право" юристами-позитивистами. Также я попытаюсь сравнить юридико-позитивистскую теорию познания права с ее главным противником - теорией естественного права, а если получится, то попробую доказать, несмотря на былую популярность и мощь этой теории, несостоятельность взглядов юристов-позитивистов ТЕОРИЯ ПРАВА ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЭПИСТЕМОЛОГИИ Теории права, основывающиеся на эмпирической эпистемологии, считают, что источником знаний является опыт, а не разум или сознание. Эти теории включают позитивистские теории, исторические теории, социологические теории, американские реалистические теории и феноменологические теории. Современные направления, такие, как критические правовые концепции и их ответвление - феминистическая юриспруденция и критическая расовая теория, - также исходят из принципов эмпирической эпистемологии. ПОЗИТИВИСТСКИЕ ТЕОРИИ ПРАВА А. РАННИЕ ПОЗИТИВИСТСКИЕ ТЕОРИИ ПРАВА ТЕОРИИ 1. Каутилья (Индия, IV в. до н.э.) Вероятно, Каутилья был первым в истории сторонником позитивистской теории права. По индийской традиции, философия стала ассоциироваться с заботой об освобождении индивидуальной души из цикла реинкарнаций и слиянии этой души с абсолютной душой. Это слияние называется мокша (moksha), или, если перевести условно, - спасение. Все ценности жизни подразделяются на закон добродетели (дхарма - dharma), богатство (артха - art-/ш), удовольствие (кама - kama) и освобождение души (мокша). Первые три ценности, известные как "группа трех" (три-ванга - trivanga), обычно рассматривались отдельно от мокши и не обсуждались в большинстве метафизических теорий. В результате появились отдельные трактаты, посвященные дхарме, артхе и каме. Артха рассматривается не только как экономическая сила, но также как политический фактор. Ее наиболее законченное изложение дано в трактате Каутильи "Артхашастра". Он был министром императора Чандрагупты в IV в. до н.э. Каутилья считал, что монархия имеет большие преимущества по сравнению с другими формами правления. Он идентифицировал благосостояние народа с благосостоянием монарха. Скипетр короля является средством, обеспечивающим развитие науки и философии, выполнение обязанностей, установленных Ведами, и развитие экономики. Власть королевского скипетра направлена на достижение четырех целей. Во-первых, приобретение того, чего нет в собственности; во-вторых, сохранение имеющеюся; в-третьих, приумножение уже имеющегося; в-четвертых, распределение накопленного среди достойных. Поддержание мирского порядка зависит от того, каким образом используется власть короля. ............ |