Реферат
"Политика и личность"
Теоретические и практические проблемы формирования активной личности
Проблема вхождения человека в политику в качестве ее субъекта стала активно разрабатываться политической наукой с конца 50-х годов нашего столетия. Необходимость разработки концепции политической социализации диктовалась кризисом традиционных институтов политической системы западного общества. Послевоенные западноевропейские и американские поколения отказались добровольно принять официально рекламируемые ценности демократического общества, бросили вызов общественности. Негативизм новых поколений по отношению к традиционным добродетелям был реакцией индивидуального и массового сознания на коррумпированность власти, на ее неспособность (нежелание) удовлетворить новые группы интересов, появившихся в постиндустриальном обществе.
В 60-х годах XX века западное общество вступило в постиндустриальную эпоху. Впервые за всю историю человечества материальная нужда перестала быть уделом большинства населения развитых стран. Европа стала относительно сытым континентом. Насыщение материальных потребностей большинства групп населения выдвинуло на первый план духовные ценности, и среди них - возможность свободной самореализации личности. Изменения в образовании, культуре, образе жизни, связанные с разработкой и массовым внедрением в процесс производства высоких технологий, создали новые потребности и осознание определенными группа-щи населения невозможности их осуществления.
"Каждый индивид, - считал Х. Ортега-и-Гассет, - обнаруживает себя среди определенных идей, присущих времени, в рамках которых и с которыми он должен жить, подобно тому, как он обнаруживает себя помещенным в определенное тело, доставшееся ему "случайно", и с которым он вынужден смириться".
Результатом этого противоречия стал рост политического отчуждения от власти, проявлениями которого явился, с одной стороны, политический абсентеизм, а с другой, - массовые выступления против социальной власти. В 60-80-е годы европейские и североамериканские страны превратились в арену массовых антивоенных, женских, экологических, расовых выступлений. В фокусе внимания общественности, политиков и ученых оказались молодежные выступления, в повестке дня стал конфликт поколений. В противовес официальной господствующей культуре появились молодежные субкультуры, отвергавшие традиционные материальные ценности: материальное благосостояние, личный успех, карьеру. На основе этих субкультур возникли общественные движения - хиппи, панков, рокеров и т.д. Первыми эпатировали общественное мнение хиппи - дети преуспевающих родителей (политиков, бизнесменов, адвокатов и т.д.), бросившие вызов традиционным ценностям отцов, противопоставившие жестокому миру индивидуализма и конкуренции - солидарность, стремление к свободе, к самореализации.
Исследования причин и характера студенческого движения в США 1960-х - начала 70-х годов, анализ социального состава студентов-активистов обнаружили: "Недовольные по своему происхождению представляют наиболее благополучные слои американского общества: они обычно воспитывались в благополучных семьях, получили лучшее образование. "... Оппозиция сегодняшней молодежи далека от волнений в связи с лишениями, нищетой и дискриминацией, ее основа - благосостояние и привилегии" (К. ............