Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский Государственный Университет»
Политическая борьба исламизма и кемализма в Турецкой Республике
Пермь 2010
Оглавление
Введение
Глава 1 Феномен «Белой партии»
§1 Идеология партии как социально-политический фундамент современной Турции (на основе принципов и программы AK Parti)
§2 Рэджип Тайип Эрдоан как лидер современной Турции
Глава 2 Европейский союз как эпицентр турецкой геополитики при «Партии Справедливости и Развития»
§1 Дискуссия об евро-идентичности и «цивилизационном шоке»
§2 Армянский и кипрский факторы как геополитические препятствия турецкой интеграции в ЕС
§3 Европессимизм Турции и статус “rogue state”
Глава 3 Роль оппозиции в процессе формирования лаицистско-исламистского равновесия
§1 Политический спектр современной Турции
§2 Политические дела Vs военных и интеллигенции («Дело «Эргенекон», «План «Балйоз» («План «Кувалда»)
§3 Исламисты-традиционалисты (шериатчилер) и националисты
§4 Курдский вопрос
Заключение
Список использованных источников и литературы
Источники
(А) Официальные государственные и партийные документы
(Б) Пресса
Литература
Введение
На протяжении почти века Турция представляет собой целый комплекс фундаментальных противоречий во всех жизненно важных сферах социального бытия – будь то социально-политическая, экономическая или культурная. Будучи de-jure государством светского, лаицистского характера, Турция масс – это, прежде всего, Турция ислама.
Несмотря на все преобразования, которые исследователи на Западе и исследователи-западники в СССР или Российской Федерации относят к вестернизации, турецкая модернизация прошла достаточно неоднородно. С одной стороны, произошло юридическое укоренение типично западных демократических институций – демократической конституции, парламентаризма, с середины прошлого столетия и плюрализма в плане политических спектра и идеологий, etc. С другой стороны, с укоренением юридических принципов, de-facto произошёл достаточно распространённый тип раскола социума, когда элиты принимают изменения, а массы их отторгают, вынужденные, правда, подчиняться закону, естественно, в известной степени.
Расширенный парламентаризм (после разрешения многопартийного плюрализма – В.О.) с 1950 года превратил турецкую политику в спор de-facto между двумя полюсами. С одной стороны выступали сторонники продолжения того, что в научных исследованиях и материалах масс-медиа принято называть «кемалистским курсом» (изрядно, правда, отличающимся от известных «шести стрел Ататюрка»[1]), с другой – сторонники усиления исламистских и националистических тенденций.
В результате это привело к тому, что вторая половина прошлого столетия прошла под знаком необъявленной гражданской войны, в которой столкнулись интересы элит (прежде всего, военных и интеллигенции, а, после транзита от этатистской экономики к рыночной, и существенной части бизнес-элит) и масс, возглавляемых популярными политическими партиями и их лидерами, а также лидерами духовными, так как ислам так и не утратил своей социокультурной важности для простого населения Турции.
Что характерно, элиты неоднократно прибегали к нарушению своих же принципов. ............