КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ АГТУ
ДОКЛАД
Дисциплина: "Экономика организаций"
Тема: "Планирование распространения печати"
Астрахань 2003
1. Основы планирования распространения печати
Российский рынок набирал обороты преимущественно за счет газетного сектора. Надо отметить, что этому не смог помешать даже кризисный 1998 г. С 1999 г. рост книжно-журнального сектора стал набирать еще большие обороты.
Анализируя эти данные, следует отметить, что дли газетной индустрии в тот период характерен неуверенный рост числа названий, который первоначально сопровождался резким (почти на 50%) падением тиражей, а затем произошел их плавный рост. В 2000–2001 гг. наметившаяся тенденция к увеличению сохранилась. Так, в конце 2001 г. в РФ было зарегистрировано 33,318 тыс. наименований печатных изданий (большинство составляли газеты).
Теперь о самом рынке распространения. Для начала остановимся на рознице. Известно, что во времена Советского Союза на рынке распространения был монополист – «Союзпечать».
С началом перестройки система стала разрушаться. В результате 1991–1992 гг., когда появились новые издания, распространять их было очень трудно. В условиях бешеной инфляции издатели терпели убытки. К тому же складывался стихийный рынок.
Люди почувствовали, что можно зарабатывать деньги и на распространении печати. В московские редакции приходили студенты, пенсионеры, здесь они получали газеты и журналы, продавали их. Таким образом, постепенно стали возрастать тиражи. Это было выгодно и самим распространителям, потому что, закупая утром издание, они уже вечером получали за свою работу финансовое вознаграждение.
Издателю это тоже было на руку. Он располагал живыми деньгами и сразу же пускал их в производство. Такая практика спасала от бешеной инфляции. При этом наблюдались любопытные факты. В отделах распространения многих продавцов знали в лицо, хотя их были десятки и даже сотни. Им доверяли, бесплатно выдавая издания. Сейчас это может показаться странным, но большинство выручку приносили. И рынок развивался.
Такая же картина наблюдалась и в других городах. Уже не только издатели, но и появившиеся в то время оптовики отпускали периодику в кредит. Исключительно на доверии складывались отношения с Украиной, когда продукция давалась в долг, а деньги привозили проводники поездов. Вот таким довольно оригинальным образом складывался рынок розничного распространения. Всего лишь за 10 лет он привел к тому, что сложилась целая отрасль. Иностранцы отмечают, что за короткий срок в России появилась достаточно интересная, отличная от западной система распространения.
Что касается Москвы, то здесь все происходило гораздо быстрее, потому что городские власти сразу создали условия для свободного рынка распространения. «Союзпечать» была приватизирована и разделена на восемь независимых агентств.
Получили поддержку и распространители, которые хотели создать свою собственную сеть. Активно развивались различные технологии печати. Именно такая тенденция рынка способствовала раскрытию инициативы людей, привела к конкурентной борьбе и насыщению точками розничных продаж.
Конкурентная борьба создала разнообразие форм распространения печати, в том числе она породила компьютеризацию системы, которая, к сожалению, во многом уступает европейской. Дух соперничества привел к снижению цен и стабилизации каждого сегмента рынка распространения.
Если вернуться к Москве, то мы увидим очень много различных форм распространения, которые появились благодаря инициативе самих распространителей. ............