Тимохин Дмитрий Викторович, Руководитель направления «Системы менеджмента» компании «Бизнес Инжиниринг Групп»
Поводом для написания этого материала послужила публикация в Ж 4, 2009 г. статьи Л.Ю. Григорьева «О роли СМК в общей системе управления предприятием».
С момента появления первой редакции данной статьи[1] прошло чуть более двух лет. Однако вопросы, затронутые в ней, не стали менее актуальными. Более того, времена меняются, период бурного роста нашей экономики сменился «кризисом», экономической рецессией, и в связи с этим актуальность данной публикации еще более возросла.
Общепринято, что в условиях кризиса главной задачей компании является повышение ее эффективности. Причем надо понимать, что эффективность в этот период должна быть связана не столько с экономией ресурсов, задействованных в прошлом, сколько с выбором новых целей. Экономить всегда проще, чем создавать нечто новое, уметь ставить и претворять в жизнь цели. Соотношение эффективности, понимаемой исключительно как экономия ресурсов, и эффективности, основанной на приоритете результативности и инноваций, является темой этой статьи. Ведь именно инновации должны стать главным антикризисным средством!
Кому же в первую очередь надо заниматься повышением эффективности и выбором продуктивных целей — финансистам или производственникам, маркетологам, стратегам? Кто в компании должен внедрять инновации при производстве продуктов и в организации деятельности? Связан ли был экономический рост последних лет с ростом качества менеджмента? Или фантастическое падение стоимости российских компаний свидетельствует о реальной оценке инвестором уровня их менеджмента? Что же такое российский менеджмент и менеджмент качества сегодня?
Прежде чем ответить на эти вопросы, приведем цитату из книги С. Чернышева[2], взгляды которого мы во многом разделяем: «Можно проанализировать, что такое современный менеджмент. Есть огромное важное явление, которому 50–70 лет. На Западе оно называется менеджмент. Там оно живет и развивается. И есть нечто у нас, которое называется так же. Наши граждане, ездившие на Запад, притащили оттуда в Россию кучу всяких блестящих штучек (переводные учебники, модные технологии) и начинают их здесь «внедрять». Сколько таких штучек — неизвестно. Внедряются они здесь или нет — неизвестно. Но многие местные курсы менеджмента состоят в том, что предлагается набор разнообразных названий: программы «управления персоналом», учения гуру типа Дейла Карнеги, методы «нейролингвистического программирования» и т. п. Вам предлагают окрошку из подобных методов и программ и это называют менеджментом»[3].
К сожалению, менеджмент качества в России скорее можно причислить к числу этих самых «модных штучек», чем к средствам, приносящим ощущаемую пользу бизнесу, повышающим его эффективность в современной трактовке этого понятия. Чем занимаются менеджеры, сотрудники отдела СМК? Какова зона ответственности директора по качеству, отдела СМК? Какого уровня решения они могут принимать? Какое влияние имеют в общей структуре предприятия?
Мы все чаще наблюдаем за тем, что неправильное понимание менеджмента качества и положений стандартов ISO серии 9000 укоренилось как в сознании менеджеров реального сектора, так и у отечественных консалтинговых компаний. ............