Введение
Исследование динамики развертывания, видов и механизмов выбора, а также изучение его личностных предпосылок имеет важное научное и прикладное значение и на сегодняшний день далеко выходит за пределы собственно психологического рассмотрения, становясь предметом междисциплинарных исследований.
Задачей всесторонней разработки этой проблемы является улучшение качества и повышение осознанности выбора человеком.
Тем не менее, несмотря на востребованность теоретических и эмпирических разработок в данной области, на сегодняшний день можно констатировать как отсутствие единой терминологии и несформированность общего проблемного поля психологических исследований выбора, так и недостаточную систематизированность методов и методик исследования и улучшения качества выбора личности, что делает углубленное изучение этого многопланового и сложного феномена насущным и своевременным.
Профессиональная активность в структуре интегральной индивидуальности учителя
Профессиональная активность (ПА) - ведущая активность в деятельности учителя начальных классов. ПА - это системное многокомпонентное образование, построенное по динамическому принципу и состоящее из четырех взаимодействующих подсистем:
1) потенциала активности в профессиональной деятельности,
2) регулятивного компонента ПА,
3) динамического компонента и 4) результативного компонента. В таком понимании ПА - это мера того, насколько инициация, регуляция и реализация профессиональной деятельности зависит от самого субъекта этой деятельности.
На основе ряда исследований (Вяткин Б.А. и сотр.) было выдвинуто предположение о том, что ПА выполняет системообразующую и системоразвивающую функции в структуре ИИ педагогов начальных классов, т.е. уровень ПА способен выступать в качестве звена, опосредующего характер разноуровневых взаимосвязей в структуре индивидуальности.
В исследовании приняло участие 52 учителя третьих классов г. Перми (средний возраст 30 лет, образование - высшее, стаж работы от 5 до 10 лет, пол - женский).
1) Для изучения уровня выраженности ПА учителей начальных классов была использована методика TAQ, разработанная в ИП ПГПУ Волочковым А. А.2) Разноуровневые свойства ИИ исследовались с помощью следующих методик: методика диагностики свойств нервной системы (Я. Стреляу), опросник EPQ Г.Ю. Айзенка, 16-фактрнный опросник Кеттела, методика Д. Морено "Социометрия". Из общей выборки было выделено две подгруппы с низким и высоким уровнем ПА. В каждую из групп вошло по 20 учителей начальных классов. Точки разбиения выборок вычислялись по формуле M+/-0,5SD, промежуточные значения удалялись.
Анализ характера межуровневых взаимосвязей в группах с низким и высоким уровнем ПА свидетельствует о том, что уровень ПА выполняет системообразующую и системоразвивающую функции в структуре ИИ учителя начальных классов.
В каждой из двух групп среди всех межуровневых взаимосвязей наибольшая доля приходится на уникальные, т.е. те которые не встречаются в другой группе. Кроме того половина общих для двух групп взаимосвязей оказываются уникальными если принимать во внимание характер этой связи. Это говорит о том, что уровень ПА влияет не только на появление новых межуровневых связей, но и уже установившиеся связи принимают противоположное по смыслу наполнение. ............