МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Факультет социальной работы и администрирования
Кафедра социальной психологии
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Особенности психологической поддержки социальных работников и практических психологов с «синдромом эмоционального сгорания»
Москва 2001
Введение
Социальные работники и психологи работают в беспокойной обстановке, требующей устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость. Стресс вызывается множеством требований (стрессорами), которые непрерывно суммируются в различных сферах жизнедеятельности. Чувство контроля над тем, что происходит, может иметь решающее значение. Если социальный работник или психолог учится реагировать адаптивным способом, он более успешно и эффективно действует и повышает свою функциональную активность и уверенность, тогда как дезадаптивные реакции могут привести его по нисходящей спирали к «сгоранию». Когда требования (внутренние и внешние) постоянно преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у социального работника или психолога нарушается состояние равновесия. Непрерывное или прогрессирующее нарушение равновесия неизбежно ведет к «эмоциональному сгоранию». «Сгорание» - не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса.
История изучения синдрома “эмоционального сгорания” довольно коротка. Термин введён американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергом в 1974 году. Он определил его как некое расстройство неизвестной природы, возникающее у профессионалов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках (Freudenberg H., 1974). Эта публикация послужила началом настоящего “бума” по изучению синдрома “эмоционального сгорания”, и к 1982 году появилось уже более 1000 статей на эту тему.
Э. Пайнс определяет широкий круг профессионалов, испытывающих синдром “эмоционального сгорания”. Она относит сюда психологов, консультантов, психиатров, социальных работников, полицейских, тюремный персонал, учителей, медицинских работников, юристов и политиков (Pines A., 1982).
Кристина Маслач в 1981 году описала три аспекта в симптоматике синдрома (Maslach C., Jackson S. E., 1981):
1. Чувство эмоционального истощения. По мере исчерпания эмоциональных ресурсов профессионалы чувствуют, что не могут больше отдавать себя клиентам так, как они делали это раньше.
2. Тенденция развивать отрицательное отношение к клиентам. Этот аспект синдрома “эмоционального сгорания” К. Маслач называет “дегуманизацией” или “деперсонализацией”.
3. Развитие негативного отношения к себе и своей работе. К. Маслач называет этот аспект синдрома “потерей ощущения личных достижений” (Maslach C., Jackson S. E., 1981).
Е. Махер в 1983 году обобщила перечень симптомов синдрома “эмоционального сгорания”: психосоматические недомогания; бессонница; негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудость репертуара рабочих действий; злоупотребление химическими агентами; отсутствие аппетита или переедание; негативная “я-концепция”; агрессивные чувства (раздражительность, напряжённость, тревожность, беспокойство, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадёжности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности; переживание чувства вины.
Феномен стал общепризнанным, возник вопрос о факторах способствующих или тормозящих его. ............