Особенности изображения пейзажа в «Тихом Доне» М. Шолохова
Белов Андрей (Череповец)
Пейзажные зарисовки занимают значительное место в структуре «ТД», причем они служат не только для создания фона, на котором развивается сюжетное действие, и не только для передачи местного колорита, но также для раскрытия образов персонажей и общего идейного содержания романа.
Описания природы являются настолько характерной частью «ТД», что они порою используются в качестве одного из аргументов для подтверждения/опровержения пинадлежности авторства романа Шолохову. Напр., Рой Медведев в статье «ЗАГАДОК СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЬШЕ (ОТВЕТ ПРОФЕССОРУ ГЕРМАНУ ЕРМОЛАЕВУ)» пишет:
…конечно, в «Поднятой целине» можно встретить 4—5 раз те несравненные описания донской природы и донского села, которые напоминают нам аналогичные страницы «Тихого Дона». Однако сама малочисленность подобных зарисовок невольно наводит на размышления. Можно предположить, как это и делает Ермолаев, что растущие политические требования к литературе или вступление Шолохова в ряды ВКП(б) помешали расцвету его драматического таланта, столь сильно проявившего себя в первых книгах «Тихого Дона». Но каким идеологическим давлением можно объяснить нам столь явное оскудение Шолохова-живописца, рисующего волнующие картины природы и быта Донского края? В «Тихом Доне» мы встречаем такие картины почти в каждой главе, а в «Поднятой целине» для этого нужно перелистать едва ли не сотню страниц.
В большинстве случаев пейзажные вставки встречаются в началах главок, т. е. описание природы, как правило, предшествует описанию действий человека. Достаточно часто изменение в природе предвосхищает будущие изменения в жизни людей. Так, например, мы видим предзнаменование Первой мировой войны в следующем фрагменте: "Ночами густели над Доном тучи, лопались сухо и раскатисто громовые удары, но не падал на землю, пышущую горячечным жаром, дождь, вхолостую палила молния, ломая небо на остроугольные голубые краюхи. По ночам над колокольней ревел сыч. Зыбкие и страшные висели над хутором крики, а сыч с колокольни перелетал на кладбище, ископыченное телятами, стонал над бурыми, затравевшими могилами. - Худому быть,- пророчили старики, заслышав с кладбища сычиные выголоски. - Война пристигнет".
Имея в виду подобные фрагменты романа, Л.П. Егорова и П.К. Чекалов пишут, что «историческое, социальное сопрягается у Шолохова с природным - "степным космосом". Эпическое время и эпическое пространство в первой книге "Тихого Дона" шолоховеды вслед за Бахтиным определяют как "идиллический хронотоп", когда жизнь казачества подана в ее естественных, близких природе проявлениях, а бытовой уклад жизни неразрывно связан с природным циклом».
Перекличка между событиями мира природы и событиями мира людей нередко выражается в романе в форме прямого параллелизма или сравнения: «Пахло обтаявшим черноземом, кровью близких боев пахло», «как выжженная черными палами степь, черна стала жизнь Григория».
Еще один пример взаимовлияния – то, как военные события сказываются на мире природы (5 ч.): «Желто-бурая худая коза выскочила из поросшего татарником и тернами буерака, несколько секунд смотрела с пригорка на порубщиков, напряженно перебирала тоненькими, точеными ногами <…> - Что это за штука? - роняя топор, спросил Матвей Кашулин. С ничем не объяснимым восторгом Христоня рявкнул на весь завороженно-молчаливый лес: - Коза, стал быть! Дикая коза, растуды ее милость! Мы их повидали в Карпатах! - Значит, война ее, горемыку, загнала в наши степя? Христоне ничего не оставалось, кроме как согласиться». ............